В Италии 18 декабря был окончательно одобрен Парламентом представленный в конце сентября законопроект о мерах по борьбе с преступлениями против государственной власти, об установлении сроков исковой давности и о прозрачности политических партий и движений (Disegno di legge Misure per il contrasto dei reati contro la pubblica amministrazione, nonché in materia di prescrizione del reato e in materia di trasparenza dei partiti e movimenti politici).
В настоящее время законопроект, который Движение пяти звезд нарекло spazza corrotti (дословно – зачистка коррупционеров), еще не был опубликован в качестве закона, его текст с поправками Сената доступен на сайте Палаты депутатов Италии. Законопроект предусматривает внесение ряда изменений в нормативные правовые акты, касающиеся противодействия коррупции, в частности:
1. Законопроект отменяет действовавшие ранее нормы, согласно которым применение наказания за коррупционные преступления (ст. 319 Уголовного кодекса – Получение взятки должностным лицом, ст. 320 УК – Подкуп должностного лица, ст. 346-bis УК – Торговля влиянием), совершенные гражданами Италии за рубежом, было возможно только при наличии запроса министра юстиции Италии или ходатайства или заявления пострадавшей стороны.
Одновременно отменяется необходимость получения запроса от министра юстиции или ходатайства или заявления пострадавшей стороны для применения наказаний в виде лишения свободы за коррупционные преступления, совершенные иностранными гражданами на территории Италии.
2. Течение срока исковой давности приостанавливается с момента вынесения решения судом первой инстанции до момента применения наказания. Данная мера вступит в силу только с 2020 года.
3. Узаконивается возможность проведения такого оперативного мероприятия, как провокация взятки. Ранее «провокаторы» уже могли принимать участие в расследовании преступлений, связанных с терроризмом, деятельностью мафии, незаконного оборота наркотиков и некоторых иных.
4. В случае добровольного, своевременного и эффективного сотрудничества законопроектом предусматривается освобождение лица от ответственности за коррупционные преступления, но только если такое сотрудничество началось до выдвижения в отношении него обвинений.
5. Осуждение за преступления в сфере финансов, коррупцию в судебных документах и торговлю влиянием, которые повлекли ущерб для предпринимательской деятельности, лишает подсудимого права на заключение соглашений о сотрудничестве с государством.
6. Расширяются положения статьи, предусматривающей ответственность за торговлю влиянием: теперь ответственность наступает не только в случае непосредственного оказания влияния на должностных лиц, но и в случае предложения об оказании такого влияния.
7. Ужесточается наказание за коррупционные преступления: минимальный срок лишения свободы увеличивается с 1 года до 3 лет, максимальный – с 6 до 8 лет. Одновременно отменяется возможность применения к лицам, обвиняемым в коррупции, хищении или вымогательстве, альтернативных лишению свободы наказаний в виде штрафов или общественных работ.
8. Вводится запрет замещать должности в системе государственной власти – так называемый DASPO – для лиц, совершивших коррупционные преступления, срок которого может составлять от 5 лет до бессрочного отстранения. Ранее подобный запрет действовал для некоторых видов коррупционных нарушений и его сроки составляли от 2 до 7 лет.
9. Допускается сохранение меры наказания в виде конфискации имущества, назначенной судом первой инстанции, даже если в дальнейшем приговор был отменен в связи с амнистией или истечением срока давности.
10. Ужесточается административное наказание для юридических лиц за коррупционные правонарушения: действие дисквалификационных санкций увеличивается с предусмотренного ранее максимального годичного срока до периода от 4 до 7 лет. К дисквалификационным санкциям при этом, согласно статье 9 Законодательного декрета № 231/2001 «Об административной ответственности юридических лиц, компаний и ассоциаций, организаций без образования юридического лица», относятся:
- запрет на осуществление деятельности;
- приостановление или отзыв разрешений, лицензий или концессий, действующих на момент совершение преступления;
- запрет на заключение договоров с государственными структурами, за исключением случаев получения государственных услуг;
- лишение льгот, займов, грантов или субсидий, а также возможный отзыв уже предоставленных;
- запрет на рекламу товаров или услуг.
11. Закон также вводит ряд положений, призванных повысить прозрачность процесса финансирования политических партий и движений, например, необходимость указывать названия фондов для всех пожертвований, превышающих 500 евро.
Кроме того, закон предусматривает обязанность членов парламента, министров и казначеев обнародовать все полученные пожертвования, превышающие 500 евро (ранее подобные меры предусматривались для пожертвований свыше 5000 евро).
По заявлению Луиджи Ди Майо (Luigi Di Maio) – члена Движения пяти звёзд, Министра экономического развития, труда и социальной политики Италии, заместителя председателя Совета министров Италии – законопроект стал первой серьезной мерой против коррупции, которая обсуждается в Италии с послевоенного периода.
Вместе с тем, законопроект неоднократно подвергался критике. Так, оппозиционные партии указывали на содержание в нем различных неконституционных положений, например, применение дополнительных санкций (конфискация незаконно полученного имущества) даже в случае истечения срока давности или амнистии.
Утверждению законопроекта предшествовало опубликование в блоге Движения пяти звезд «письма коррупционерам», в котором Луиджи Ди Майо заявил, что, благодаря этому закону, «взятки больше не сойдут никому с рук». Письмо заканчивалось призывом к читателям блога: «Уважаемые граждане, отправьте сообщение итальянскому коррупционеру, используя хэштег #SpazzaCorrotti. Они облажались!»