Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Хорватии принят закон о лоббистской деятельности

В Хорватии принят нормативный правовой акт, регулирующий участие представителей интересов (лоббистов) в процессах принятия государственных и муниципальных решений.

Соответствующий Закон от 18 марта 2024 года № 36 «О лоббировании» (Zakon o lobiranju No. 36), вступающий в силу 1 октября 2024 года, направлен на обеспечение прозрачности участия лоббистов в процессах принятия государственных и муниципальных решений по вопросам разработки и принятия нормативных правовых актов, а также иных стратегических и плановых документов.

Закон распространяется на:

  • физических и юридических лиц частного права, в том числе иностранных, намеревающихся участвовать в процессах принятия государственных и/или муниципальных решений от имени лиц, чьи интересы они представляют, в частности, на сотрудников, избранных или уполномоченных на представление интересов, консультантов по представлению интересов и профессиональных лоббистов, представителей профессиональных интересов, бизнес-интересов или иных отраслевых интересов, включая интересы профессиональных, спортивных, экономических и иных ассоциаций, неправительственных организаций и организаций гражданского общества (далее – лоббисты, представители интересов);
  • лиц, замещающих государственные должности, специальных советников, государственных и муниципальных служащих и должностных лиц организаций государственного сектора, которые в силу своего положения могут участвовать в подготовке или принятии государственного и/или муниципального решения (далее – должностные лица, ДЛ).

Деятельность лоббистов

В соответствии с Законом, на представителей интересов возлагается обязанность по регистрации в создаваемом Комиссией по разрешению конфликтов интересов (Povjerenstvo za odlučivanje o sukobu interesa, далее – Комиссия) Реестре лоббистов (Registar lobista, далее – Реестр) до участия в процессе принятия государственного и/или муниципального решения. Для этого они должны будут подать в Комиссию заявление, содержащее их идентификационные данные и информацию о сфере деятельности и интересах, которые они могут представлять. При этом регистрацию в Реестре необходимо будет продлевать каждые 2 года.

Кроме того, лоббисты теперь должны:

  • ежегодно до 31 марта представлять в Комиссию отчеты о своем участии в предшествующем году в процессах принятия государственных и/или муниципальных решений;
  • в течение 30 дней с момента исключения из Реестра представлять в Комиссию отчеты о своем участии в процессах принятия государственных и/или муниципальных решений за период с подачи последнего ежегодного отчета до исключения из Реестра.

Ежегодный отчет при этом должен содержать:

  • идентификационные данные лоббиста и лица, чьи интересы он представляет;
  • сведения о представляемом интересе;
  • информацию о ДЛ, участвующем в процессе принятия государственного решения совместно с представителем интересов, в том числе наименование органа (организации) и полномочия ДЛ;
  • данные о том, как происходило представление интересов;
  • цель участия представителей интересов в процессах принятия государственных и/или муниципальных решений;
  • материалы, представленные лоббистом ДЛ.

На представителей интересов Законом также возлагается ряд запретов, в частности:

  • представлять интересы двух и более лиц, если они противоречат друг другу;
  • предоставлять ДЛ неточную, неполную или вводящую в заблуждение информацию;
  • оказывать на ДЛ недопустимое давление;
  • подстрекать к нарушению налагаемых на ДЛ ограничений, запретов и обязанностей, в частности, предлагать или преподносить ДЛ подарки и/или иные выгоды.

Деятельность должностных лиц

Согласно Закону, ДЛ может взаимодействовать с представителем интересов только если после предварительной проверки было установлено, что он зарегистрирован в Реестре.

При этом в случае, если ДЛ обнаружит нарушение лоббистом положений Закона, в том числе отсутствие регистрации в Реестре, оно обязано сообщить об этом в Комиссию. Если ДЛ не уверено в том, нарушает ли поведение лоббиста Закон, оно может обратиться в Комиссию за соответствующим заключением.

Законом также устанавливается запрет на:

  • представление бывшим ДЛ интересов в органе (организации), в котором оно замещало должность, в течение 18 месяцев с момента увольнения;
  • осуществление ДЛ лоббисткой деятельности и/или регистрация в качестве лоббиста в случае, если на ДЛ распространяется действие Закона от 21 декабря 2021 г. №143 «О предотвращении конфликта интересов» (Zakon o sprječavanju sukoba interesa).

Меры ответственности

Закон также содержит положения об ответственности за несоблюдение установленных требований.

Для лоббистов установлены следующие санкции:

  • непредставление лоббистом заявления о внесении изменений в данные, содержащиеся в Реестре, повлечет за собой вынесение письменного предупреждения;
  • непредставление отчета о лоббистской деятельности – штраф в размере от €500 (около 51 тыс. руб.) до €3 тыс. (около 305 тыс. руб.) и/или вынесение письменного предупреждения;
  • невыполнение требований по подаче заявления о внесении изменений в данные, содержащиеся в Реестре, излагаемых в письменном предупреждении, в течение установленного Комиссией срока – штраф в размере от €200 (примерно 20 тыс. руб.) до €1 тыс. (примерно 102 тыс. руб.);
  • предоставление ДЛ неточной, неполной или вводящей в заблуждение информации, оказание на ДЛ недопустимого давления, подстрекательство к нарушению налагаемых на ДЛ ограничений, запретов и обязанностей – штраф в размере от €400 (около 41 тыс. руб.) до €2 тыс. (около 203 тыс. руб.), запрет на представление интересов на срок от 3 месяцев до 2 лет или исключение из Реестра на срок от 2 до 5 лет;
  • представление интересов без регистрации в Реестре – штраф в размере от €2 тыс. (около 203 тыс. руб.) до €20 тыс. (около 2 млн руб.) для юридического лица или в размере от €500 (около 51 тыс. руб.) до €5 тыс. (около 508 тыс. руб.) для физического лица.

Для ДЛ (бывших ДЛ) предусмотрены следующие наказания:

  • представление интересов в органе (организации), в котором ДЛ замещало должность, в течение 18 месяцев с момента его увольнения – штраф в размере от €700 (примерно 71 тыс. руб.) до €6,63 тыс. (примерно 674 тыс. руб.);
  • лоббирование при исполнении ДЛ обязанностей в случае, если на ДЛ распространяется действие Закона от 21 декабря 2021 г. №143 «О предотвращении конфликта интересов» – штраф в размере от €2 тыс. (около 203 тыс. руб.) до €6,63 тыс. (около 674 тыс. руб.); кроме штрафа для ДЛ может быть установлен запрет на выполнение отдельных функций или ведение определенной деятельности на срок от 1 месяца до 1 года.

Полномочия по привлечению к ответственности за нарушение положений Закона возлагаются на Комиссию.

Темы
Конфликт интересов
Прозрачность
Меры ответственности

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.