Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Гибралтаре появится антикоррупционный орган

В Гибралтаре планируется создание Управления по борьбе с коррупцией (Anti-Corruption Authority, далее – Управление).

Функции и руководство

Деятельность ведомства регулируется Законом от 25 января 2023 года № 2023-07 «Об Управлении по борьбе с коррупцией» (Anti-Corruption Authority Act 2023)*.

Управление будет выполнять следующие функции:

  • проведение расследований коррупционных преступлений, самостоятельно или совместно с иными государственными органами, в том числе совершенных до вступления в силу Закона, и передача их результатов в Королевскую полицию Гибралтара (Royal Gibraltar Police) для привлечения виновных лиц к ответственности;
  • в отдельных случаях – направление материалов для проведения расследований в иные государственные органы;
  • сбор, хранение и обработка сообщений, поступающих от разоблачителей;
  • подготовка рекомендаций по вопросам противодействия коррупции и иным релевантным темам и т.д.

В ходе расследований сотрудники Управления смогут:

  • запрашивать информацию, а также документы и/или иные материалы у любых лиц, снимать копии и/или делать выписки из них и т.д.;
  • обращаться в суд с ходатайствами о выдаче 1) ордера на изъятие документов и/или иных материалов, необходимых для проведения расследований, 2) ордера, позволяющего входить в определенные помещения, 3) ордера на обыск и выемку вещей, документов и/или иных материалов;
  • подавать запросы на получение информации, а также документов и/или иных материалов к министрам и/или иным должностным лицам Короны (Officer of the Crown) и т.д.

Возглавит Управление Председатель, который будет назначаться Комиссией по специальным назначениям (Specified Appointments Commission) сроком на 3 года.

Конфликт интересов

На Председателя, а также на всех служащих Управления Законом возлагается запрет на нахождение в ситуации конфликта интересов.

Так, они обязаны заявить о конфликте интересов до начала рассмотрения какого-либо вопроса и должны быть отстранены от участия в принятии решения по нему в случае наличия, прямо или косвенно, профессионального, делового или материального интереса, личного интереса, политического интереса, если такой интерес может:

  • оказывать или считаться оказывающим влияние на поведение служащего;
  • быть воспринят как компрометирующий беспристрастность и независимость служащего;
  • противоречить обязанностям, полномочиям и функциям служащего.

Сокрытие факта нахождения в ситуации конфликта интересов при этом наказывается:

  • при осуждении в порядке суммарного производства (summary conviction) – лишением свободы сроком на 12 месяцев и/или штрафом в размере £10 тыс. (около 1,2 млн рублей);
  • при вынесении обвинительного заключения (indictment) – лишением свободы сроком на 3 года и/или штрафом в размере £10 тыс.

Меры ответственности

Закон также регулирует вопросы привлечения к ответственности за преступления, совершенные служащими Управления.

Так, злоупотребление служебным положением и взяточничество (как получение, так и дача взятки) с их стороны наказывается:

  • при осуждении в порядке суммарного производства – лишением свободы сроком на 12 месяцев и/или штрафом в размере £10 тыс.;
  • при вынесении обвинительного заключения – лишением свободы сроком на 10 лет.

Фальсификация, сокрытие, уничтожение или иного рода воздействие на документы и/или иные материалы, необходимые для проведения расследований, влекут за собой:

  • при осуждении в порядке суммарного производства – лишение свободы сроком на 12 месяцев и/или штраф в размере £10 тыс.;
  • при вынесении обвинительного заключения – лишение свободы сроком на 7 лет.

За раскрытие конфиденциальной информации служащие Управления могут быть привлечены:

  • при осуждении в порядке суммарного производства – к лишению свободы сроком не более 12 месяцев и/или штрафу в размере £10 тыс.;
  • при вынесении обвинительного заключения – к лишению свободы сроком не более 5 лет и/или штрафу в размере £10 тыс.

Защита разоблачителей

Кроме положений о деятельности Управления, принятый Закон содержит нормы, касающиеся защиты лиц, сообщающих о коррупционных нарушениях.

В частности, разоблачителем, согласно нормативному акту, признается лицо, которое:

  • раскрывает информацию о коррупционном нарушении Управлению;
  • подает соответствующее сообщение по форме и в соответствии с процедурами, утвержденными Управлением.

Меры по защите заявителей по обращению Управления принимает Комиссар полиции (Commissioner of Police), в частности, обеспечивая:

  • безопасность разоблачителя;
  • защиту разоблачителя от запугивания, притеснения или репрессий.

Одновременно, согласно Закону, раскрывшее в соответствии с установленным порядком информацию о нарушении лицо:

  • не может считаться нарушающим какие-либо ограничения на раскрытие информации, установленные законом или договором с работодателем, а любые положение договоров в той мере, в которой они направлены на лишение разоблачителя права на защиту, являются недействительными;
  • не должно испытывать каких-либо неблагоприятных последствий в результате совершения действий (преднамеренного бездействия) со стороны работодателя в связи с совершением таким лицом разоблачения.

*Закон вступит в силу в день опубликования соответствующего постановления Главного министра (Chief Minister) в Официальном бюллетене (Gazette).

В настоящее время продолжается укомплектование штата Управления.

Темы
Заявители о коррупции
Антикоррупционные органы

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.