Первый из них – Закон от 17 июня 2024 г. № 190 «О внесении изменений в Уголовный кодекс – об уголовной ответственности за недобросовестное представление интересов» (Gesetz zur Änderung des Strafgesetzbuches – Strafbarkeit der unzulässigen Interessenwahrnehmung) – вводит уголовную ответственность (статья 108f УК) за:
- вымогательство неправомерного материального вознаграждения для себя и/или третьего лица в обмен на обещание или предположение выполнить (воздержаться от выполнения) действие в интересах лица, предоставляющего вознаграждение, и/или третьего лица в течение срока полномочий получателя вознаграждения. При этом преступлением будет считаться любое действие (бездействие) в интересах взяткодателя вне зависимости от наличия у получателя вознаграждения необходимых полномочий;
- предложение, обещание предоставить или предоставление такого неправомерного материального вознаграждения.
Под действие соответствующей статьи попадают следующие должностные лица:
- члены Бундестага (Bundestag) и парламентов штатов;
- члены Европейского парламента (European Parliament) от Германии;
- члены парламентских ассамблей международных организаций.
За недобросовестное представление интересов предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок до 3 лет или штрафа.
Второй нормативный акт, принятый ранее в этом году, – Закон от 18 января 2024 г. № 10 «О внесении изменений в Закон от 16 апреля 2021 г. «О создании Реестра лоббистов для представления интересов в Бундестаге и в федеральном правительстве» (Gesetz zur Änderung des Lobbyregistergesetzes), вступивший в силу 1 марта 2024 года, – вносит изменения в Закон от 16 апреля 2021 г. «О создании Реестра лоббистов для представления интересов в Бундестаге и в федеральном правительстве» (Gesetz zur Einführung eines Lobbyregisters für die Interessenvertretung gegenüber dem Deutschen Bundestag und gegenüber der Bundesregierung) и предусматривает, в том числе, следующие новеллы:
1. распространение действия Закона на всех служащих органов, комитетов, фракций и парламентских групп Бундестага;
2. расширение перечня условий, влекущих за собой необходимость регистрироваться в Реестре лоббистов (далее – Реестр): теперь, помимо прочего, лоббист обязать подавать информацию о представлении интересов в случае, если:
- представление интересов осуществляется на коммерческой основе в интересах третьих лиц;
- в течение последних трех месяцев лоббист установил более 30 различных контактов для представления интересов (ранее нижняя граница была выше – более 50 контактов за три месяца);
- представление интересов осуществляется за вознаграждение;
3. расширение перечня сведений, необходимых для регистрации в Реестре, в том числе включение в него следующих сведений:
- если лоббист является физическим лицом: 1) наименование организации, служащим (работником) которой он является, 2) данные о членстве в членских организациях (например, профсоюзах), связанном с представлением интересов, 3) фамилия, имя, информация об ученой степени (по желанию), псевдоним и/или религиозное имя (по желанию) лиц, которым доверено представление интересов;
- если лоббист является юридическим лицом, организацией в форме товарищества или организацией иной формы: 1) количество сотрудников / для членской организации – количество членов в разбивке по физическим лицам, юридическим лицам, организациям в форме товариществ и организациям иных форм, 2) данные о членстве в членских организациях (например, профсоюзах), связанном с представлением интересов, 3) для юридических лиц публичного права – указание на то, что они уполномочены представлять интересы (по желанию), 4) для представителей организаций – данные о замещении должности члена Бундестага, члена федерального правительства, парламентского государственного секретаря, должности в парламентской группе или фракции в Бундестаге, должности в федеральной администрации в течение 5 предыдущих лет, 5) указание на нормативные правовые акты / проекты нормативных правовых актов, в отношении которых планируется представление интересов;
4. возложение на представителей интересов обязанности раскрывать основных клиентов в случае привлечения субподряда;
5. лишение права на отказ от публикации в открытом доступе отдельных сведений, включенных в Реестр: например, ранее лоббисты могли отказаться от публикации финансовой информации;
6. предоставление отделу администрации Бундестага, ответственному за ведение Реестра, права требовать подтверждения предоставленной информации, а также налагать на лиц, нарушающих законодательство о лоббистской деятельности, штрафы и/или навсегда исключать их из Реестра;
7. установление ответственности за неподтверждение и/или необновление данных в Реестре на ежегодной основе в форме штрафа в размере до €50 тыс. (около 5,3 млн рублей) в случае умышленного совершения соответствующих действий или до €20 тыс. (около 2,1 млн рублей) в случае халатности.