Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Германии внесены изменения в законодательство о лоббистской деятельности

В Германии приняты нормативные правовые акты, криминализирующие недобросовестное представление интересов и изменяющие требования к регистрации лоббистов.

Первый из них – Закон от 17 июня 2024 г. № 190 «О внесении изменений в Уголовный кодекс – об уголовной ответственности за недобросовестное представление интересов» (Gesetz zur Änderung des Strafgesetzbuches – Strafbarkeit der unzulässigen Interessenwahrnehmung) – вводит уголовную ответственность (статья 108f УК) за:

  • вымогательство неправомерного материального вознаграждения для себя и/или третьего лица в обмен на обещание или предположение выполнить (воздержаться от выполнения) действие в интересах лица, предоставляющего вознаграждение, и/или третьего лица в течение срока полномочий получателя вознаграждения. При этом преступлением будет считаться любое действие (бездействие) в интересах взяткодателя вне зависимости от наличия у получателя вознаграждения необходимых полномочий;
  • предложение, обещание предоставить или предоставление такого неправомерного материального вознаграждения.

Под действие соответствующей статьи попадают следующие должностные лица:

  • члены Бундестага (Bundestag) и парламентов штатов;
  • члены Европейского парламента (European Parliament) от Германии;
  • члены парламентских ассамблей международных организаций.

За недобросовестное представление интересов предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок до 3 лет или штрафа.


Второй нормативный акт, принятый ранее в этом году, – Закон от 18 января 2024 г. № 10 «О внесении изменений в Закон от 16 апреля 2021 г. «О создании Реестра лоббистов для представления интересов в Бундестаге и в федеральном правительстве» (Gesetz zur Änderung des Lobbyregistergesetzes), вступивший в силу 1 марта 2024 года, – вносит изменения в Закон от 16 апреля 2021 г. «О создании Реестра лоббистов для представления интересов в Бундестаге и в федеральном правительстве» (Gesetz zur Einführung eines Lobbyregisters für die Interessenvertretung gegenüber dem Deutschen Bundestag und gegenüber der Bundesregierung) и предусматривает, в том числе, следующие новеллы:

1. распространение действия Закона на всех служащих органов, комитетов, фракций и парламентских групп Бундестага;

2. расширение перечня условий, влекущих за собой необходимость регистрироваться в Реестре лоббистов (далее – Реестр): теперь, помимо прочего, лоббист обязать подавать информацию о представлении интересов в случае, если:

  • представление интересов осуществляется на коммерческой основе в интересах третьих лиц;
  • в течение последних трех месяцев лоббист установил более 30 различных контактов для представления интересов (ранее нижняя граница была выше – более 50 контактов за три месяца);
  • представление интересов осуществляется за вознаграждение;

3. расширение перечня сведений, необходимых для регистрации в Реестре, в том числе включение в него следующих сведений:

  • если лоббист является физическим лицом: 1) наименование организации, служащим (работником) которой он является, 2) данные о членстве в членских организациях (например, профсоюзах), связанном с представлением интересов, 3) фамилия, имя, информация об ученой степени (по желанию), псевдоним и/или религиозное имя (по желанию) лиц, которым доверено представление интересов;
  • если лоббист является юридическим лицом, организацией в форме товарищества или организацией иной формы: 1) количество сотрудников / для членской организации – количество членов в разбивке по физическим лицам, юридическим лицам, организациям в форме товариществ и организациям иных форм, 2) данные о членстве в членских организациях (например, профсоюзах), связанном с представлением интересов, 3) для юридических лиц публичного права – указание на то, что они уполномочены представлять интересы (по желанию), 4) для представителей организаций – данные о замещении должности члена Бундестага, члена федерального правительства, парламентского государственного секретаря, должности в парламентской группе или фракции в Бундестаге, должности в федеральной администрации в течение 5 предыдущих лет, 5) указание на нормативные правовые акты / проекты нормативных правовых актов, в отношении которых планируется представление интересов;

4. возложение на представителей интересов обязанности раскрывать основных клиентов в случае привлечения субподряда;

5. лишение права на отказ от публикации в открытом доступе отдельных сведений, включенных в Реестр: например, ранее лоббисты могли отказаться от публикации финансовой информации;

6. предоставление отделу администрации Бундестага, ответственному за ведение Реестра, права требовать подтверждения предоставленной информации, а также налагать на лиц, нарушающих законодательство о лоббистской деятельности, штрафы и/или навсегда исключать их из Реестра;

7. установление ответственности за неподтверждение и/или необновление данных в Реестре на ежегодной основе в форме штрафа в размере до €50 тыс. (около 5,3 млн рублей) в случае умышленного совершения соответствующих действий или до €20 тыс. (около 2,1 млн рублей) в случае халатности.

Темы
Конфликт интересов
Прозрачность
Меры ответственности

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.