Соответствующий Закон от 7 марта 2024 года № 103/AN/24/9ème L «О предупреждении и борьбе с коррупцией и связанными с ней преступлениями» (Loi n° 103/AN/24/9ème L relatif à la prévention et à la lutte contre la corruption et les infractions assimilées) предусматривает, в частности, следующее:
1. Антикоррупционный орган
Согласно Закону, в Джибути создается Независимая национальная комиссия по предупреждению и борьбе с коррупцией (Commission Nationale Indépendante pour la Prévention et la Lutte contre la Corruption, далее – Комиссия).
Комиссия будет выполнять следующие функции:
- расследование коррупционных преступлений и последующая передача собранных сведений в компетентные органы;
- сбор, хранение и обработка сообщений о коррупционных преступлениях;
- сбор, хранение и проверка деклараций об активах;
- совместно с иными компетентными органами – возврат активов, полученных в результате незаконной деятельности и находящихся в иных юрисдикциях;
- разработка и реализация национальной стратегии по предупреждению и борьбе с коррупцией;
- регулярная оценка эффективности принимаемых на государственном уровне антикоррупционных мер;
- подготовка рекомендаций по предупреждению и противодействию коррупции на основе данных о коррупционных рисках, полученных в ходе анализа нормативных правовых актов, административных процедур и практик;
- оказание консультационной помощи по вопросам противодействия коррупции государственным органам, организациям государственного и частного секторов;
- подготовка заключений по проектам нормативных правовых актов, касающихся борьбы с коррупцией;
- укрепление межведомственного сотрудничества по вопросам противодействия коррупции как на национальном, так и на международном уровнях;
- просвещение населения по вопросам противодействия коррупции;
- подготовка ежегодных отчетов о деятельности Комиссии, представляемых Президенту, и иные.
В структуре Комиссии будут сформированы:
- Генеральный секретариат (Secrétariat Général) – постоянный руководящий орган;
- Ассамблея членов (Assemblée des Membres) – непостоянный орган, состоящий из девяти членов, назначаемых постановлением Совета министров на период в четыре года, без возможности повторного назначения.
В дополнение к созданию антикоррупционного ведомства на федеральном уровне, в каждом судебном органе будут назначены специальные судьи и прокуроры, в обязанности которых войдет рассмотрение дел о коррупции и связанных с ней преступлениях.
2. Антикоррупционные стандарты для должностных лиц
Законом закрепляется обязанность представления деклараций об активах для ряда должностных лиц (ДЛ):
- Президента Республики (Président de la République);
- Председателя и членов Национального собрания (Assemblée Nationale);
- членов Правительства (Gouvernement);
- Председателя и членов Конституционного совета (Conseil Constitutionnel);
- Омбудсмена;
- послов и генеральных консулов;
- генерального директора Службы национальной безопасности; (Sécurité Nationale);
- суде;
- Председателя Центрального банка (Banque Centrale);
- руководителей органов местного самоуправления;
- старших офицеров и руководящих лиц Национальной армии (Armée Nationale), Национальной жандармерии (Gendarmerie Nationale), Республиканской гвардии (Garde Républicaine), полиции и Береговой охраны (Gardes-Côtes), а также начальника корпуса гражданской обороны (corps de la protection civile);
- генеральных секретарей, технических советников, директоров, начальников штабов и руководителей государственных проектов;
- Председателя и членов Национальной комиссии по правам человека (Commission Nationale des Droits de l’Homme);
- Председателя и членов Независимой национальной комиссии по предупреждению и борьбе с коррупцией;
- Председателя и членов Национальной комиссии по связи (Commission Nationale de la Communication);
- Председателя и членов Комиссии по государственным закупкам (Commission des Marchés Publics);
- Председателя, членов совета директоров, высшего руководства портов и свободных зон Джибути и связанных компаний;
- генеральных инспекторов регионов и финансовых инспекторов;
- руководителей Государственного казначейства, налоговой службы, таможенной службы, службы государственной регистрации и кадастра;
- ректоров университетов и деканов факультетов;
- председателей и членов советов директоров, генеральных директоров и бухгалтеров государственных компаний;
- иных высокопоставленных государственных ДЛ.
Указанные ДЛ представляют в Комиссию декларацию о своих активах, а также об активах супругов и несовершеннолетних детей:
- в течение 2 месяцев с момента вступления в должность;
- в случае существенного изменения активов;
- в течение 2 месяцев после увольнения;
- по запросу Комиссии.
Кроме того, на всех ДЛ возлагается обязанность уведомлять руководство о любой деятельности, которая может привести к конфликту интересов – ситуации, когда личные интересы ДЛ могут повлиять или когда кажется, что они могут повлиять на выполнение ДЛ его полномочий.
Закон также закрепляет право на государственную защиту от ответных репрессивных действий для разоблачителей – лиц, раскрывших компетентным органам информацию о преступлении, – в том числе являющихся ДЛ, а также свидетелей, экспертов, потерпевших и их родственников на. Порядок предоставления защиты будет определяться отдельным постановлением Совета министров.
3. Составы преступлений и меры ответственности
Законом устанавливается перечень коррупционных преступлений, в том числе:
- активный и пассивный подкуп ДЛ, злоупотребление служебным положением, хищение любых активов, в том числе государственных, заключение, намерение заключить или пересмотр контракта, соглашения, иного документа в нарушение действующих норм с целью получения необоснованного преимущества для другого лица – за соответствующие преступления предусмотрено лишение свободы на срок от 5 до 10 лет и штраф в размере от 5 млн до 10 млн джибутийских франков (от 2,5 млн до 4,9 млн рублей);
- получение или попытку получения необоснованного преимущества для другого лица путем действий, противоречащих нормам, призванным гарантировать свободу доступа и равенство кандидатов при заключении государственных контрактов и приеме на работу в государственные органы – данное преступление карается лишением свободы на 5 лет и штрафом в размере 2 млн джибутийских франков (около 1 млн рублей);
- активный и пассивный подкуп ДЛ в сфере государственных закупок, влекущий лишение свободы на срок от 5 до 10 лет, штраф в размере, соответствующем двукратной сумме незаконного вознаграждения, и запрет на участие в государственных закупках на срок до 2 лет;
- получение / дарение подарка стоимостью выше 20 тыс. джибутийских франков (около 10 тыс. рублей), что может повлиять на исполнение ДЛ его обязанностей – за данное нарушение предусмотрено лишение свободы на срок от 2 до 5 лет и штраф в размере от 2 млн до 5 млн джибутийских франков (от 1 млн до 2,5 млн рублей);
- несообщение компетентным органам о коррупционном преступлении, о котором лицу стало известно в ходе исполнения должностных обязанностей, влечет лишение свободы на срок от 2 до 5 лет и штраф в размере от 500 тыс. до 2 млн джибутийских франков (от 245 тыс. до 1 млн рублей).
Закон также предусматривает ответственность за несоблюдение установленных стандартов, в частности:
- раскрытие служащим Комиссии, полностью или частично, информации, касающейся текущих расследований и деклараций об активах, карается лишением свободы на 2 года и штрафом в размере от 500 тыс. до 3 млн джибутийских франков (от 245 тыс. до 1,5 млн рублей);
- неуведомление о конфликте интересов влечет лишение свободы на срок от 6 месяцев до 2 лет и штраф в размере от 2 млн до 5 млн джибутийских франков;
- непредставление декларации, представление неполной или неточной информации в декларации, представление заведомо недостоверных сведений в декларации наказывается штрафом в размере от 500 тыс. до 3 млн джибутийских франков; при этом в случае несвоевременной подачи декларации в дополнение к базовому штрафу его сумма увеличивается на 100 тыс. джибутийских франков (около 49 тыс. рублей) за каждый месяц просрочки, а в случае непредставление декларации в течение 6 месяцев виновное лицо подлежит лишению свободы на срок от 6 месяцев до 2 лет и штрафу в размере от 2 млн до 5 млн джибутийских франков (от 1 млн до 2,5 млн рублей);
- применение ответных репрессивных мер к разоблачителям, свидетелям, экспертам, потерпевшим и их родственникам влечет лишение свободы на срок от 2 до 5 лет и штраф в размере от 500 тыс. до 2 млн джибутийских франков (от 245 тыс. до 1 млн рублей);
- раскрытие заведомо ложной информации о преступлении карается лишением свободы на срок от 6 месяцев до 2 лет и штраф в размере от 500 тыс. до 2 млн джибутийских франков.
Соучастие, пособничество или подстрекательство к совершению вышеперечисленных преступлений, а также покушение на совершение преступления наказываются так же, как и основное преступление.
В случае осуждения за коррупционные или связанные с коррупцией преступления суд дополнительно может назначить одно или несколько из следующих наказаний:
- запрет на реализацию гражданских прав на срок до 5 лет;
- лишение права занимать государственные должности или работать по найму на срок до 5 лет;
- запрет на получение любых знаков отличия или наград, присуждаемых государственными органами.
К ответственности за совершение коррупционных и связанных с коррупцией преступлений, согласно Закону, могут также быть привлечены юридические лица в случае, если преступление совершается их руководителями и/или представителя от их имени.
4. Предупреждение коррупции
Закон также содержит ряд положений, направленных на предупреждение коррупции.
В частности, Закон обязывает государственные органы и организации:
- повышать эффективность управления и укреплять прозрачность их деятельности;
- разработать руководство, определяющее и разъясняющее порядок принятия решений на всех уровнях, в частности, сроки их принятия, а также правила предоставления населению информации о процессе принятия решений;
- соблюдать правила заключения государственных контрактов;
- создать отдел внутреннего аудита и обязать его отчитываться о проведенных проверках перед компетентными органами;
- принять кодекс поведения служащих (работников);
- упростить административные процедуры;
- разработать и реализовать просветительские программы для служащих (работников) о последствиях коррупции;
- надлежащим образом реагировать на запросы и жалобы населения, предоставлять обоснование решений, принятых не в пользу заявителя, информировать о существующих возможностях для обжалования решений;
- публиковать информацию, направленную на повышение осведомленности о коррупционных рисках в государственных органах (организациях);
- набирать сотрудников на конкурсной основе;
- обеспечивать соблюдение служащими (работниками) профессиональной этики;
- поощрять добросовестное поведение служащих (работников).
Организации частного сектора, в свою очередь, обязаны:
- укреплять сотрудничество с правоохранительными органами;
- разработать стандарты и процедуры обеспечения добросовестности, в частности, кодексы поведения;
- содействовать укреплению прозрачности взаимодействия частных компаний;
- предотвращать неправомерное использования регулятивных процедур частными организациями;
- осуществлять внутренний аудит;
- внедрять стандарты бухгалтерского учета и аудита, направленные на предупреждение коррупции.