Закон, прежде всего, вводит ряд новых преступлений коррупционной направленности, за которые предусмотрена уголовная ответственность:
- статья 240 обновленного Уголовного кодекса криминализирует случаи несправедливого управления или распоряжения имуществом иного лица;
- статья 248 УК расширяет понятие взяточничества, включая в него предоставление тех или иных ценностей должностному лицу не только в целях получения им личной выгоды, но и в целях получения выгоды третьей стороной; кроме того, к ценностям, которые расцениваются как взятка, отнесены теперь не только материальные ценности, но и ценности любой иной природы;
- статья 250bis УК криминализирует подкуп иностранных должностных лиц; данная норма может применяться к резидентам страны, даже если неправомерные действия были совершены за пределами Чили;
- статьи 287bis и 287ter УК криминализируют подкуп в частном секторе.
Закон также расширяет субъектный состав статьи 240 УК, устанавливая, что директор или руководитель корпорации, который имеет прямую или косвенную личную заинтересованность в заключении любого договора, совершении сделки или осуществлении иных действий данной корпорацией, которые нарушают нормы закона, считается виновным в совершении преступления. Аналогичным образом санкции за такие действия применяются в случае, если действие или бездействие имело место в интересах супругов, гражданских партнеров, родственников до третьей степени родства, в том числе некровных, указанных лиц, связанных с ними третьих лиц, а также организаций, в которых такие лица или аффилированные с ними лица осуществляют функции управления или имеют иной интерес.
Одновременно статья 251sexies УК предусматривает, что дарение подарков в рамках официальных и протокольных мероприятий, а также подарков небольшой стоимости, которые считаются проявлением вежливости или данью традициям, не является преступлением (указанные положения не распространяются на подарки иностранным должностным лицам).
Исчисление срока исковой давности для ряда преступлений коррупционной направленности, согласно Закону, теперь будет начинаться с момента увольнения должностного лица с замещаемой должности.
Кроме того, новый Закон ужесточает санкции для отдельных преступлений (например, для хищения государственных средств или их растраты), а также вводит новую форму санкций для физических лиц за совершение коррупционных преступлений (статья 39 quáter): абсолютный бессрочный или временный запрет на занятие должностей в компаниях, которые заключают контракты государственными органами или государственными компаниями, с компаниями или ассоциациями, в которых государство имеет мажоритарное участие, или в компаниях, которые участвуют в концессиях, предоставляемых государством, или целью которых является предоставление коммунальных услуг. При этом временный запрет может иметь продолжительность от 3 лет и 1 дня до 10 лет. Специальный учет лиц, подвергнутых такой дисквалификации, будет вести Департамент государственных закупок и контрактов (Dirección de Compras y Contratación Pública).
Для юридических лиц также предусматривается новая форма санкций (изменения вносятся в Закон об ответственности юридических лиц – Ley № 20.393 Establece la Responsabilidad Penal de las Personas Jurídicas en los Delitos aue Indica) – запрет на заключение любых договоров с государственными органами, государственными компаниями, организациями, в которых мажоритарная доля принадлежит государству, а также запрет на участие в присуждении любых концессий, предоставляемых государством. Одновременно Закон вводит возможность использования такой меры наказания, как прекращение деятельности организации, в случае если за последние 5 лет ею уже было совершено преступление; рассчитывать на смягчение наказания при наличии указанного обстоятельства организация уже не сможет.