В течение последних четырех лет антикоррупционная стратегия в стране отсутствовала, а предыдущий такого рода документ действовал в 2015-2019 гг. Однако принятие новой антикоррупционной стратегии и плана по ее реализации является одним из условий вступления Боснии и Герцеговины в Европейский союз.
В Стратегии подчеркивается, что на данный момент антикоррупционная деятельность существенно ограничивается такими факторами, как:
- разрозненность институциональной системы противодействия коррупции;
- недостаточное соответствие национального законодательства международным стандартам, в том числе отсутствие ряда необходимых нормативных правовых актов / положений в действующих нормативных правовых актах;
- недостаточно эффективная политика борьбы с коррупционными преступлениями;
- отсутствие оценки реальных последствий реализации государственной антикоррупционной политики;
- отсутствие прозрачности в процессе принятия государственных решений;
- отсутствие мониторинга правоприменительной практики по делам, связанным с коррупцией.
Предлагаемые в Стратегии меры направлены на решение выявленных проблем, в том числе за счет разработки, принятия и реализации антикоррупционных инструментов, координации деятельности государственных органов и организаций государственного и частного секторов по предотвращению коррупции, эффективного выявления и преследования коррупционных преступлений, а также внедрения передового опыта и международных стандартов.
В разработке Стратегии приняли участие как представители государственных органов, так и представители международных организаций и организаций гражданского общества.
В ее основе лежат такие принципы, как:
- наличие политической воли к борьбе с коррупцией;
- нулевая терпимость к коррупции;
- системное реагирование на коррупцию в соответствии с передовыми практиками;
- верховенство права;
- межведомственное, государственно-частное и международное сотрудничество;
- ответственное выполнение мер, включенных в Стратегию;
- непрерывность системных мероприятий по борьбе с коррупцией;
- прозрачность деятельности субъектов государственного сектора;
- использование ограниченных ресурсов наиболее эффективным образом;
- отсутствие дискриминации и уважение прав и свобод граждан.
Документ включает меры по противодействию коррупции, распределенные по трем ключевым направлениям:
1. Расширение мер по предупреждению коррупции
В рамках данного направления в Стратегии предусмотрены такие цели и задачи, как:
1.1. Совершенствование нормативной правовой базы:
- внесение изменений в Закон от 30 декабря 2009 г. №103/09 «Об Агентстве по предотвращению коррупции и координации борьбы с коррупцией» (Zakon o Agenciji za prevenciju korupcije i koordinaciju borbe protiv korupcije), касающихся, в частности, совершенствования системы отчетности, материально-технического обеспечения, предоставления органу большей независимости;
- внесение изменений в Закон от 16 декабря 2013 г. №100/13 «О защите лиц, сообщающих о коррупции в учреждениях Боснии и Герцеговины» (Zakon №100/13 о zaštiti lica koja prijavljuju korupciju u institucijama bosne i hercegovine), учитывающих положения Директивы 2019/1937/ЕС Европейского парламента и Совета от 26 ноября 2019 г. о защите лиц, сообщающих о нарушениях законодательства Союза (Directive (EU) 2019/1937 of the European Parliament and of the Council of 23 October 2019 on the protection of persons who report breaches of Union law) и Рекомендации ОЭСР по дальнейшей борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (OECD Recommendation for Further Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions);
- внесение изменений в Закон от 19 сентября 2001 г. № 23/01 «О выборах» (Izborni zakon);
- внесение изменений в нормативные правовые акты, регулирующие проведение расследований финансовых преступлений;
- приведение нормативной правовой базы о конфликте интересов в соответствие с рекомендациями международных организаций, в частности, ГРЕКО, Венецианской комиссии, ООН, а также со стандартами ЕС;
- принятие нормативных правовых актов, касающихся иных аспектов деятельности по предотвращению коррупции: (1) о лоббировании, (2) об организации политических партий, в частности, о надзоре за финансированием политических партий и дальнейшим расходованием ими полученных средств, (3) о конфискации и управлении конфискованным имуществом, в том числе о создании уполномоченных на соответствующую деятельность органов власти, (4) о прозрачности собственности СМИ, (5) обновленого Закона «О Высшем совете судей и прокуроров»;
- продвижение принципов добросовестности в государственных органах, в частности, совершенствование кодексов поведения сотрудников полиции.
1.2. Управление конфликтом интересов:
- до внесения изменений в законодательство о конфликте интересов, направленных на его приведение в соответствие с рекомендациями международных организаций и стандартами ЕС – обеспечение эффективного правоприменения действующих нормативных правовых актов, в частности, формирование Комиссии по вопросам отстранения от должности в связи с конфликтом интересов и предоставление ей необходимой административной и финансовой независимости, а также создание и совершенствование функционального программного обеспечения для выявления конфликта интересов;
- разработка руководства по управлению конфликтом интересов должностных лиц;
- укрепление межведомственного взаимодействия при расследовании возможных конфликтов интересов;
- публикация в открытом доступе деклараций об активах и Реестра подарков.
1.3. Комплаенс:
- продвижение принципов добросовестности в частном секторе, в том числе проведение обучающих мероприятий, разработка кодексов этики, назначение лиц, ответственных за комплаенс.
1.4. Управление государственными финансами:
- внедрение финансового менеджмента в управление государственными финансами, обеспечение контроля за расходованием государственных средств;
- определение четких критериев распределения государственных средств;
- выявление коррупционных рисков в государственных закупках и принятие мер по их минимизации;
- уведомление руководителей государственных органов и организаций о личной ответственности за принятые решения о расходовании государственных средств;
- создание органа власти, ответственного за защиту финансовых интересов страны и ЕС;
- размещение в открытом доступе сведений о расходах государственного бюджета.
1.5. Участие общества:
- повышение уровня прозрачности деятельности субъектов государственного сектора посредством внедрения цифровых технологий, в частности, создания открытого Реестра коррупционных рисков;
- проведение мероприятий по вопросам противодействия коррупции для населения, в том числе семинаров, конференций и т.п.;
- расзмещение в открытом доступе информации о финансировании СМИ из государственного бюджета;
- оценка эффективности правоприменения Закона от 30 августа 2023 г. № 61/23 «О свободе доступа к информации на институциональном уровне» (Zakon o slobodi pristupa informacijama na nivou institucija Bosne i Hercegovine).
1.6. Антикоррупционное образование:
- проведение обучающих мероприятий по вопросам продвижения принципов добросовестности и противодействия коррупции для должностных лиц, а также детей и молодежи, в том числе в рамках инициативы «Глобальный ресурс по антикоррупционному обучению и расширению прав и возможностей молодежи» (Global Resource for Anti-Corruption Education and Youth Empowerment – GRACE);
- проведение регулярных обучающих мероприятий для судей по вопросам этики и добросовестности.
2. Совершенствование механизмов выявления и доказывания коррупционных преступлений, а также привлечения к ответственности за их совершение
По данному направлению в документе определены следующие задачи:
2.1. Укрепление потенциала судов, правоохранительных и иных органов:
- проведение обучающих мероприятий в области выявления и доказывания коррупционных преступлений, с акцентом на использование специальных следственных инструментов, тренингов по вопросам проведения расследований финансовых преступлений и конфискации имущества;
- совершенствование этических требований к служащим правоохранительных органов и судов;
- повышение эффективности обработки аудиторских отчетов;
- совершенствование материально-технического обеспечения подразделений по расследованию коррупционных преступлений и подразделений по контролю за соблюдением этических требований;
- совершенствование системы отчетности для мониторинга эффективности расследований коррупционных преступлений – от предъявления обвинений до завершения уголовного процесса;
- проведение анализа судебной практики по делам коррупционной направленности, а также результатов работы ведомств, ответственных за расследование случаев «большой коррупции»;
- создание Департамента по принятию мер реагирования на основе отчетов Высшего совета судей и прокуроров;
- совершенствование процесса обмена информацией между полицией, налоговыми органами, судами и иными государственными органами, а также оперативного взаимодействия полиции с органами прокуратуры и иными учреждениями;
- совершенствование механизма управления конфискованным имуществом, в частности, создание электронных баз данных такого имущества, его использование в интересах общества.
3. Укрепление межведомственного, регионального и международного сотрудничества
В рамках данного направления в Стратегии заявлены такие задачи, как:
3.1. Межведомственное взаимодействие:
- создание органа власти, ответственного за реализацию мер по предупреждению коррупции, в том числе координацию межведомственного взаимодействия;
- укрепление межведомственного сотрудничества, в том числе посредством заключения соглашений и меморандумов;
- принятие в государственных органах планов по продвижению принципов добросовестности и борьбе с коррупцией в соответствии со Стратегией;
- формирование команды преподавателей из представителей органов, ответственных за предотвращение коррупции;
- проведение анализа опыта и проблем реализации стратегических антикоррупционных документов и создание единых стандартов стратегического планирования на основе полученных результатов;
- проведение мониторинга и оценки эффективности реализации Стратегии, разработка проекта следующей Стратегии;
3.2. Региональное и международное сотрудничество:
- укрепление международного и регионального сотрудничества с организациями, ведущими деятельность в сфере борьбы с коррупцией, а также осуществляющих расследования коррупционных преступлений;
- присоединение к Международной оперативной сети правоохранительных органов по борьбе с коррупцией (Global Operational Network of Anti-Corruption Law Enforcement Authorities – GlobE Network);
- расширение участия в Сети «Европейские партнеры против коррупции» (European Partners Against Corruption – EPAC) и Антикоррупционной сети для стран Восточной Европы и Центральной Азии (Anti-Corruption Network for Eastern Europe and Central Asia).
Мониторинг и оценку эффективности реализации Стратегии будет осуществлять Агентство по предотвращению коррупции и координации борьбы с коррупцией (Agencija za prevenciju korupcije i koordinaciju borbe protiv korupcije).