Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Боснии и Герцеговине принята антикоррупционная стратегия
Н.С. Горбачева, В.И. Ожерельева

В Боснии и Герцеговине утверждены Стратегия борьбы с коррупцией на 2024-2028 гг. (Strategiju za borbu protiv korupcije Bosne i Hercegovine za period 2024-2028, далее – Стратегия) и План действий по ее реализации (Akcioni plan za provođenje strategije za borbu protiv korupcije 2024-2028, далее – План).

В течение последних четырех лет антикоррупционная стратегия в стране отсутствовала, а предыдущий такого рода документ действовал в 2015-2019 гг. Однако принятие новой антикоррупционной стратегии и плана по ее реализации является одним из условий вступления Боснии и Герцеговины в Европейский союз.

В Стратегии подчеркивается, что на данный момент антикоррупционная деятельность существенно ограничивается такими факторами, как:

  • разрозненность институциональной системы противодействия коррупции;
  • недостаточное соответствие национального законодательства международным стандартам, в том числе отсутствие ряда необходимых нормативных правовых актов / положений в действующих нормативных правовых актах;
  • недостаточно эффективная политика борьбы с коррупционными преступлениями;
  • отсутствие оценки реальных последствий реализации государственной антикоррупционной политики;
  • отсутствие прозрачности в процессе принятия государственных решений;
  • отсутствие мониторинга правоприменительной практики по делам, связанным с коррупцией.

Предлагаемые в Стратегии меры направлены на решение выявленных проблем, в том числе за счет разработки, принятия и реализации антикоррупционных инструментов, координации деятельности государственных органов и организаций государственного и частного секторов по предотвращению коррупции, эффективного выявления и преследования коррупционных преступлений, а также внедрения передового опыта и международных стандартов.

В разработке Стратегии приняли участие как представители государственных органов, так и представители международных организаций и организаций гражданского общества.

В ее основе лежат такие принципы, как:

  • наличие политической воли к борьбе с коррупцией;
  • нулевая терпимость к коррупции;
  • системное реагирование на коррупцию в соответствии с передовыми практиками;
  • верховенство права;
  • межведомственное, государственно-частное и международное сотрудничество;
  • ответственное выполнение мер, включенных в Стратегию;
  • непрерывность системных мероприятий по борьбе с коррупцией;
  • прозрачность деятельности субъектов государственного сектора;
  • использование ограниченных ресурсов наиболее эффективным образом;
  • отсутствие дискриминации и уважение прав и свобод граждан.

Документ включает меры по противодействию коррупции, распределенные по трем ключевым направлениям:

1. Расширение мер по предупреждению коррупции

В рамках данного направления в Стратегии предусмотрены такие цели и задачи, как:

1.1. Совершенствование нормативной правовой базы:

  • внесение изменений в Закон от 30 декабря 2009 г. №103/09 «Об Агентстве по предотвращению коррупции и координации борьбы с коррупцией» (Zakon o Agenciji za prevenciju korupcije i koordinaciju borbe protiv korupcije), касающихся, в частности, совершенствования системы отчетности, материально-технического обеспечения, предоставления органу большей независимости;
  • внесение изменений в Закон от 16 декабря 2013 г. №100/13 «О защите лиц, сообщающих о коррупции в учреждениях Боснии и Герцеговины» (Zakon №100/13 о zaštiti lica koja prijavljuju korupciju u institucijama bosne i hercegovine), учитывающих положения Директивы 2019/1937/ЕС Европейского парламента и Совета от 26 ноября 2019 г. о защите лиц, сообщающих о нарушениях законодательства Союза (Directive (EU) 2019/1937 of the European Parliament and of the Council of 23 October 2019 on the protection of persons who report breaches of Union law) и Рекомендации ОЭСР по дальнейшей борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (OECD Recommendation for Further Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions);
  • внесение изменений в Закон от 19 сентября 2001 г. № 23/01 «О выборах» (Izborni zakon);
  • внесение изменений в нормативные правовые акты, регулирующие проведение расследований финансовых преступлений;
  • приведение нормативной правовой базы о конфликте интересов в соответствие с рекомендациями международных организаций, в частности, ГРЕКО, Венецианской комиссии, ООН, а также со стандартами ЕС;
  • принятие нормативных правовых актов, касающихся иных аспектов деятельности по предотвращению коррупции: (1) о лоббировании, (2) об организации политических партий, в частности, о надзоре за финансированием политических партий и дальнейшим расходованием ими полученных средств, (3) о конфискации и управлении конфискованным имуществом, в том числе о создании уполномоченных на соответствующую деятельность органов власти, (4) о прозрачности собственности СМИ, (5) обновленого Закона «О Высшем совете судей и прокуроров»;
  • продвижение принципов добросовестности в государственных органах, в частности, совершенствование кодексов поведения сотрудников полиции.

1.2. Управление конфликтом интересов:

  • до внесения изменений в законодательство о конфликте интересов, направленных на его приведение в соответствие с рекомендациями международных организаций и стандартами ЕС –  обеспечение эффективного правоприменения действующих нормативных правовых актов, в частности, формирование Комиссии по вопросам отстранения от должности в связи с конфликтом интересов и предоставление ей необходимой административной и финансовой независимости, а также создание и совершенствование функционального программного обеспечения для выявления конфликта интересов;
  • разработка руководства по управлению конфликтом интересов должностных лиц;
  • укрепление межведомственного взаимодействия при расследовании возможных конфликтов интересов;
  • публикация в открытом доступе деклараций об активах и Реестра подарков.

1.3. Комплаенс:

  • продвижение принципов добросовестности в частном секторе, в том числе проведение обучающих мероприятий, разработка кодексов этики, назначение лиц, ответственных за комплаенс.

1.4. Управление государственными финансами:

  • внедрение финансового менеджмента в управление государственными финансами, обеспечение контроля за расходованием государственных средств;
  • определение четких критериев распределения государственных средств;
  • выявление коррупционных рисков в государственных закупках и принятие мер по их минимизации;
  • уведомление руководителей государственных органов и организаций о личной ответственности за принятые решения о расходовании государственных средств;
  • создание органа власти, ответственного за защиту финансовых интересов страны и ЕС;
  • размещение в открытом доступе сведений о расходах государственного бюджета.

1.5. Участие общества:

  • повышение уровня прозрачности деятельности субъектов государственного сектора посредством внедрения цифровых технологий, в частности, создания открытого Реестра коррупционных рисков;
  • проведение мероприятий по вопросам противодействия коррупции для населения, в том числе семинаров, конференций и т.п.;
  • расзмещение в открытом доступе информации о финансировании СМИ из государственного бюджета;
  • оценка эффективности правоприменения Закона от 30 августа 2023 г. № 61/23 «О свободе доступа к информации на институциональном уровне» (Zakon o slobodi pristupa informacijama na nivou institucija Bosne i Hercegovine).

1.6. Антикоррупционное образование:

  • проведение обучающих мероприятий по вопросам продвижения принципов добросовестности и противодействия коррупции для должностных лиц, а также детей и молодежи, в том числе в рамках инициативы «Глобальный ресурс по антикоррупционному обучению и расширению прав и возможностей молодежи» (Global Resource for Anti-Corruption Education and Youth Empowerment – GRACE);
  • проведение регулярных обучающих мероприятий для судей по вопросам этики и добросовестности.

2. Совершенствование механизмов выявления и доказывания коррупционных преступлений, а также привлечения к ответственности за их совершение

По данному направлению в документе определены следующие задачи:

2.1. Укрепление потенциала судов, правоохранительных и иных органов:

  • проведение обучающих мероприятий в области выявления и доказывания коррупционных преступлений, с акцентом на использование специальных следственных инструментов, тренингов по вопросам проведения расследований финансовых преступлений и конфискации имущества;
  • совершенствование этических требований к служащим правоохранительных органов и судов;
  • повышение эффективности обработки аудиторских отчетов;
  • совершенствование материально-технического обеспечения подразделений по расследованию коррупционных преступлений и подразделений по контролю за соблюдением этических требований;
  • совершенствование системы отчетности для мониторинга эффективности расследований коррупционных преступлений – от предъявления обвинений до завершения уголовного процесса;
  • проведение анализа судебной практики по делам коррупционной направленности, а также результатов работы ведомств, ответственных за расследование случаев «большой коррупции»;
  • создание Департамента по принятию мер реагирования на основе  отчетов Высшего совета судей и прокуроров;
  • совершенствование процесса обмена информацией между полицией, налоговыми органами, судами и иными государственными органами, а также оперативного взаимодействия полиции с органами прокуратуры и иными учреждениями;
  • совершенствование механизма управления конфискованным имуществом, в частности, создание электронных баз данных такого имущества, его использование в интересах общества.

3. Укрепление межведомственного, регионального и международного сотрудничества

В рамках данного направления в Стратегии заявлены такие задачи, как:

3.1. Межведомственное взаимодействие:

  • создание органа власти, ответственного за реализацию мер по предупреждению коррупции, в том числе координацию межведомственного взаимодействия;
  • укрепление межведомственного сотрудничества, в том числе посредством заключения соглашений и меморандумов;
  • принятие в государственных органах планов по продвижению принципов добросовестности и борьбе с коррупцией в соответствии со Стратегией;
  • формирование команды преподавателей из представителей органов, ответственных за предотвращение коррупции;
  • проведение анализа опыта и проблем реализации стратегических антикоррупционных документов и создание единых стандартов стратегического планирования на основе полученных результатов;
  • проведение мониторинга и оценки эффективности реализации Стратегии, разработка проекта следующей Стратегии;

3.2. Региональное и международное сотрудничество:

  • укрепление международного и регионального сотрудничества с организациями, ведущими деятельность в сфере борьбы с коррупцией, а также осуществляющих расследования коррупционных преступлений;
  • присоединение к Международной оперативной сети правоохранительных органов по борьбе с коррупцией (Global Operational Network of Anti-Corruption Law Enforcement Authorities – GlobE Network);
  • расширение участия в Сети «Европейские партнеры против коррупции» (European Partners Against Corruption – EPAC) и Антикоррупционной сети для стран Восточной Европы и Центральной Азии (Anti-Corruption Network for Eastern Europe and Central Asia).

Мониторинг и оценку эффективности реализации Стратегии будет осуществлять Агентство по предотвращению коррупции и координации борьбы с коррупцией (Agencija za prevenciju korupcije i koordinaciju borbe protiv korupcije).

Темы
Конфликт интересов
Обучение и просвещение
Комплаенс
Коррупция в сфере государственных закупок
Международное сотрудничество
Антикоррупционные органы
Прозрачность
Антикоррупционные политики и стратегии

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.