Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Беларуси внесены поправки в антикоррупционное законодательство
Н.С. Горбачева, В.И. Ожерельева

В Беларуси принят нормативный правовой акт, изменяющий правила декларирования активов и ряд иных положений.

Соответствующий Закон от 30 декабря 2022 года №232-З «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией» предусматривает, в частности, следующие поправки:

1. Декларирование активов

Закон закрепляет категории активов, не подлежащих антикоррупционному декларированию, включая:

  • денежные средства, находящиеся в собственности декларантов, в том числе размещенные ими на счетах и/или на вкладах (на депозитах) в банках Республики Беларусь (включая проценты по ним), факты их выдачи, а также переводов со счетов (вкладов) в банках других государств в банки Республики Беларусь;
  • цифровые знаки (токены);
  • доходы, полученные в форме возврата части средств от суммы оплаты товаров, работ, услуг (далее – ТРУ) с использованием банковских платежных карт, систем дистанционного банковского обслуживания (кэшбек и т.п.);
  • ТРУ, полученные в рамках рекламных кампаний и рекламных игр, если по условиям их проведения отсутствуют сведения о получателях таких ТРУ, а также денежные средства и/или ТРУ, полученные в рамках рекламных кампаний, рекламных игр или рекламных акций, если сумма таких денежных средств и/или стоимость таких ТРУ не превышает 40 базовых величин (1480 белорусских рублей или около 39 тыс. рублей) по состоянию на дату их получения;
  • доходы, полученные в рамках бонусных, маркетинговых и/или иных аналогичных программ;
  • скидки с цены (тарифа) при оплате ТРУ;
  • денежные средства, выплаченные (возмещенные) при направлении в служебную командировку, на повышение квалификации, переподготовку, профессиональную подготовку и стажировку, в том числе выплаченные (возмещенные) принимающей стороной;
  • коммерческие займы;
  • облигации, включая купонный или процентный доход по ним, векселя и другие ценные бумаги, находящиеся в собственности декларантов, за исключением акций на сумму, превышающую 15 000 базовых величин (555 000 белорусских рублей, или около 14,5 млн рублей) по состоянию на дату приобретения;
  • подарки, стоимость (сумма) каждого из которых не превышает 250 базовых величин (9250 белорусских рублей, или около 243 тыс. рублей) на дату получения такого подарка;
  • доходы от возмездного отчуждения имущества, стоимость которого не превышает 40 базовых величин (1480 белорусских рублей, или около 39 тыс. рублей) по состоянию на дату отчуждения такого имущества.

Одновременно нормативный акт расширяет права декларантов, предоставляя им право на:

  • возмещение убытков (вреда), причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением служебных (трудовых) обязанностей должностными лицами, ответственными за сбор и обработку деклараций о доходах и имуществе;
  • безвозмездное получение информации о результатах контроля в сфере декларирования доходов и имущества.

Кроме того, Законом изменены условия привлечения к ответственности за представление неполных и/или недостоверных сведений в декларациях. Так, декларанты теперь не будут привлекаться к дисциплинарной ответственности в следующих случаях:

  • при неуказании сведений об определенных доходах, если размер доходов, не отраженных в декларации, не превышает 20% (в прошлой редакции – 10%) от общей суммы доходов, подлежащих декларированию;
  • при указании неполных сведений о размере определенных доходов, если размер доходов, неверно указанных в декларации, отклоняется от фактического размера доходов, подлежащих декларированию, не более чем на 20%;
  • при указании недостоверных сведений о стоимости имущества (доли в праве собственности на имущество), если его стоимость, указанная в декларации, отклоняется от фактической стоимости не более, чем на 20% (в прошлой редакции – 10%);
  • при указании недостоверных сведений о дате приобретения имущества, доли в праве собственности на имущество;
  • при указании недостоверных сведений о площади земельных участков, объектов капитального строительства (зданий, сооружений), изолированных помещений, машиномест.

2. Подарки

Одновременно Законом предусматривается ряд мер, направленных на совершенствование механизма регулирования получения должностными лицами подарков.

В частности, вводятся следующие определения:

  • подарок, полученный в рамках протокольного или иного официального мероприятия – имущество, полученное государственным должностным или приравненным к нему лицом (далее – должностное лицо) при проведении протокольного или иного официального мероприятия от физических или юридических лиц, в том числе через иное лицо;
  • протокольное или иное официальное мероприятие – мероприятие, проведение которого предусмотрено законодательством, процедурами, правилами, регламентами, решениями государственных органов и иных организаций, участие в котором связано с исполнением служебных (трудовых) обязанностей должностного лицам либо обусловлено выполнением устных или письменных указаний руководителя государственного органа, иной организации, в котором (которой) проходит службу (работает) должностное лицо.

Допустимыми при этом являются подарки, полученные в ходе протокольных и иных официальных мероприятий, в случае, если:

  • стоимость каждого из них не превышает 20 базовых величин (740 белорусских рублей, или около 19 тыс. рублей) по состоянию на дату получения такого подарка (ранее стоимость разрешенного подарка составляла 5 базовых величин (185 белорусских рублей, или около 5 тыс. рублей));
  • в качестве подарка предоставляются цветы;
  • должностное лицо получает в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей имущество, о котором уведомляет государственный орган, иную организацию, в котором (которой) оно проходит службу (работает), после чего безвозмездно передает его по месту службы (работы);
  • в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Порядок сдачи, учета, хранения, определения стоимости и реализации подарков, предоставленных должностному лицу, его (ее) супруге (супругу), близким родственникам или свойственникам, будет определяться Советом Министров Республики Беларусь.

3. Иные ограничения и запреты

В соответствии с принятым Законом, запрет на совместную работу супругов, лиц, состоящих между собой в близком родстве (родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки) или свойстве (родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры супруга (супруги)), если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, распространяется теперь на руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира организаций, в уставном капитале которых 50 и более процентов акций (долей) находятся в собственности государства и/или их административно-территориальных единиц (обособленных подразделений).

Кроме того, согласно принятому нормативному акту, ряд антикоррупционных стандартов, включая ограничение на получение подарков и запрет на поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы служебной (трудовой) деятельности должностного лица, теперь распространяется на супругу (супруга), близких родственников и свойственников должностного лица вне зависимости от места их проживания и факта ведения ими общего хозяйства (ранее такие требования касались только лиц, которые проживают в одном жилом помещении с должностным лицом и ведут общее хозяйство при полном или частичном объединении и расходовании своих денежных средств и иного имущества).

4. Изъятие незаконно полученных активов

Закон также изменяет основания изъятия (взыскания) незаконно полученного имущества и/или стоимости незаконно полученных работ, услуг: ранее в качестве основания для такого изъятия выступало получение активов в нарушение законодательства о борьбе с коррупцией; с принятием Закона основанием для изъятия является факт совершения коррупционного правонарушения и/или получения должностным лицом в результате совершения такого нарушения денежных средств или иного имущества.

5. Функции антикоррупционных органов

Наконец, Законом устанавливается право органов, ответственных за противодействие коррупции, в пределах своей компетенции информировать о выявленных коррупционных правонарушениях государственные органы и организации, служащими (работниками) которых были допущены соответствующие правонарушения, включая высшие органы власти: Администрацию Президента Республики Беларусь (в случае совершения правонарушения лицами, занимающими должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь), Совет Министров Республики Беларусь, Палату Представителей, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь и т.д.


Ряд положений Закона, в том числе касающихся декларирования активов, вступает в силу с 1 марта 2023 года, остальные – с момента опубликования Закона.

Темы
Конфликт интересов
Декларирование
Антикоррупционные органы
Стандарты поведения
Меры ответственности

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.