TRACE Bribery Risk Matrix 2020 визуализирует результаты анализа существующих коррупционных рисков для коммерческих организаций в четырех ключевых сферах:
- взаимодействие бизнеса с государством;
- наличие антикоррупционного законодательства и контроль за его соблюдением;
- прозрачность деятельности правительства и государственной службы;
- контроль коррупции со стороны гражданского общества.
Согласно данным TRACE Matrix 2020, из 194 исследуемых стран с наиболее высокими коррупционными рисками коммерческие организации могут столкнуться в Северной Корее (94 балла из 100 возможных, где 1 балл означает наименьший уровень риска, а 100 – наибольший), Туркменистане (86), Южном Судане (85), Венесуэле (82) и Эритрее (81). Странами с самым низким уровнем коррупционных рисков традиционно стали Дания (1 балл из 100), Норвегия (5), Финляндия (7), Швеция (8) и Новая Зеландия (8).
Некоторые государства заметно ухудшили свои показатели. Например, Бахрейн опустился с 57 места на 133, Азербайджан – с 79 на 136, Катар – c 56 на 111, Оман – с 48 места на 94. США потеряли 2 балла и выбыли из топ-20 стран, опустившись на 23 строку в рейтинге (в прошлом году страна занимала 15 место); ранее мы уже писали о том, что США второй год подряд не вошли в двадцатку государств с наиболее низким уровнем коррупции в соответствии с Индексом восприятия коррупции.
Иным странам, напротив, удалось улучшить свои показатели по сравнению с прошлогодними результатами. Так, например, Намибия поднялась с 72 позиции на 58, Армения – с 74 на 43, Мальдивы – со 124 на 85, а Китай – со 134 на 126.
Российская Федерация опустилась со 110 на 127 строку, между Китаем и Танзанией, получив 54 балла из 100 (на 1 балл меньше, чем в прошлом году). Наряду с Казахстаном, Беларусью и Китаем, авторы исследования относят Россию к странам с сильным авторитарным правительством и недостаточным уровнем правоприменения в контексте борьбы со взяточничеством. При этом по ключевым сферам возникновения коррупционных рисков для компаний наша страна получила следующие оценки:
- 50 из 100 по показателю «Взаимодействие бизнеса с государством», что, согласно выводам TRACE, объясняется недостаточностью коммуникации с государственными органами, высоким уровнем ожидания компаниями того, что потребуется платить взятки, и средним нормативным бременем (количеством регулирующих ведение коммерческой деятельности актов);
- 71 из 100 по показателю «Антикоррупционное законодательство и контроль за его соблюдением», что связано с низким качеством существующих механизмов противодействия взяточничеству и применения соответствующих норм на практике;
- 45 из 100 по показателю «Прозрачность деятельности правительства и государственной службы» в связи с достаточным уровнем прозрачности государственного управления, но средней степенью раскрытия финансовых интересов;
- 60 из 100 по показателю «Контроль коррупции со стороны гражданского общества» из-за низкой степени свободы/качества СМИ и низкой степени вовлеченности гражданского общества.
Справочно: Индекс TRACE Matrix разработан TRACE International в сотрудничестве с американским аналитическим центром RAND Corporation в качестве инструмента, позволяющего компаниям оценить риск столкновения с коррупцией при ведении бизнеса в конкретной стране. Индекс публикуется регулярно с 2014 года. В отличие от основных индексов, отражающих уровень коррупции в странах мира, таких как Индекс восприятия коррупции Transparency International, TRACE Matrix оценивает коррупционные риски только для организаций коммерческого сектора, а рейтинг государства формируется не по итогам социологических опросов, а на основании анализа статистических данных, публикуемых ведущими общественными и международными организациями, такими, как ООН, Всемирный банк, Всемирный экономический форум.