Руководящие принципы, разработанные Комитетом ОЭСР по инвестициям, являются частью Декларации ОЭСР о международных инвестициях и многонациональных предприятиях 1976 года (The OECD Declaration on International Investment and Multinational Enterprises 1976). В них определяются стандарты ответственного ведения бизнеса для международных компаний, которые зарегистрированы или осуществляют деятельность в странах, присоединившихся к Декларации.
Документ, в частности, охватывает такие сферы, как:
- раскрытие информации о деятельности организации;
- соблюдение прав человека;
- трудовые и производственные отношения;
- защита окружающей среды;
- противодействие коррупции и иным правонарушениям коррупционного характера;
- учет интересов потребителей;
- использование достижений науки, технологий и инноваций;
- добросовестная конкуренция;
- соблюдение требований налогового законодательства.
В предыдущей версии Руководящих принципов раздел, посвященный противодействию коррупции, охватывал только такую форму коррупционного поведения, как взяточничество, а в целях противодействия соответствующему недобросовестному поведению многонациональным предприятиям (далее – МП) предлагалось:
- разрабатывать и внедрять комплаенс-программы;
- запрещать или как минимум не поощрять «платежи за упрощение формальностей» (facilitation payments), а в случае использования подобной практики сотрудниками – в обязательном порядке отражать их в бухгалтерской отчетности;
- надлежащим образом документировать прием на работу сотрудников и взаимодействие с контрагентами;
- повышать прозрачность своей деятельности;
- обеспечивать обучение и просвещение работников по вопросам антикоррупционных и иных смежных политик компании, программ и мер внутреннего контроля, принципов этики;
- уведомлять высшее руководство о взносах, осуществляемых МП.
В обновленной версии документа одним из наиболее важных дополнений стало расширение перечня коррупционных правонарушений – помимо включенного в предыдущую версию активного и пассивного подкупа, к ним отнесены:
- торговля влиянием;
- хищение и растрата;
- неправомерное использование спонсорских взносов и благотворительных пожертвований.
Кроме того, в новой редакции Руководящих принципов был значительно расширен перечень юридических лиц, в ходе взаимодействия с которыми МП могут столкнуться с коррупционными проявлениями. В частности, к таким субъектам были отнесены:
- бизнес-партнеры;
- подрядчики и субподрядчики;
- франчайзи;
- компании-инвесторы;
- организации, предоставляющие товары и/или услуги, способствующие осуществлению МП собственной деятельности, созданию товаров или предоставлению услуг МП;
- партнеры по совместным предприятиям;
- клиенты;
- любые другие организации, которые непосредственно связаны с деятельностью МП, производством товаров и/или предоставлением услуг МП.
При этом соответствующее взаимодействие следует рассматривать применительно ко всем этапам цепочки поставок, выходя за рамки отношений «первого уровня»: как отмечено в документе, МП должны стремиться к предотвращению или смягчению негативного воздействия коррупции для любых форм взаимодействия.
Кроме этого, в обновленные Руководящие принципы были включены следующие положения:
- агенты МП не должны оказывать незаконное влияние на государственных должностных лиц, а также обязаны соблюдать профессиональные стандарты в рамках такого взаимодействия;
- в случае выявления фактов совершения коррупционных правонарушений МП следует информировать об этом компетентные органы/лиц, а также уведомлять о принятых мерах реагирования;
- все осуществляемые МП взносы, в том числе политические, должны предварительно утверждаться высшим руководством;
- МП не имеет права требовать от сотрудников поддерживать какого-то конкретного политического кандидата или организацию;
- важное значение для противодействия коррупции имеют коллективные действия по снижению коррупционных рисков – при участии организаций гражданского общества, в том числе международных, представителей частного сектора, профессиональных ассоциаций, иных международных организаций.
Наконец, в обновленную версию документа были включены положения о необходимости обеспечения МП прозрачности и добросовестности в сфере лоббистской деятельности, в том числе приведения своих политик и процедур, связанных с такого рода деятельностью, в соответствие с Рекомендациями Совета ОЭСР о принципах прозрачности и неподкупности при осуществлении лоббистской деятельности 2021 г. (OECD Recommendation of the Council on Principles for Transparency and Integrity in Lobbying, OECD (2021)), а также о важности отказа МП от поиска «обходных путей» и использования механизмов, не предусмотренных соответствующим законодательством.