Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
ОЭСР опубликовала обновленное руководство для многонациональных предприятий

ОЭСР опубликовала Пересмотренные руководящие принципы для многонациональных предприятий по ответственному ведению бизнеса (Updated Guidelines for Multinational Enterprises on Responsible Business Conduct, далее – Руководящие принципы).

Руководящие принципы, разработанные Комитетом ОЭСР по инвестициям, являются частью Декларации ОЭСР о международных инвестициях и многонациональных предприятиях 1976 года (The OECD Declaration on International Investment and Multinational Enterprises 1976). В них определяются стандарты ответственного ведения бизнеса для международных компаний, которые зарегистрированы или осуществляют деятельность в странах, присоединившихся к Декларации.

Документ, в частности, охватывает такие сферы, как:

  • раскрытие информации о деятельности организации;
  • соблюдение прав человека;
  • трудовые и производственные отношения;
  • защита окружающей среды;
  • противодействие коррупции и иным правонарушениям коррупционного характера;
  • учет интересов потребителей;
  • использование достижений науки, технологий и инноваций;
  • добросовестная конкуренция;
  • соблюдение требований налогового законодательства.

В предыдущей версии Руководящих принципов раздел, посвященный противодействию коррупции, охватывал только такую форму коррупционного поведения, как взяточничество, а в целях противодействия соответствующему недобросовестному поведению многонациональным предприятиям (далее – МП) предлагалось:

  • разрабатывать и внедрять комплаенс-программы;
  • запрещать или как минимум не поощрять «платежи за упрощение формальностей» (facilitation payments), а в случае использования подобной практики сотрудниками – в обязательном порядке отражать их в бухгалтерской отчетности;
  • надлежащим образом документировать прием на работу сотрудников и взаимодействие с контрагентами;
  • повышать прозрачность своей деятельности;
  • обеспечивать обучение и просвещение работников по вопросам антикоррупционных и иных смежных политик компании, программ и мер внутреннего контроля, принципов этики;
  • уведомлять высшее руководство о взносах, осуществляемых МП.

В обновленной версии документа одним из наиболее важных дополнений стало расширение перечня коррупционных правонарушений – помимо включенного в предыдущую версию активного и пассивного подкупа, к ним отнесены:

  • торговля влиянием;
  • хищение и растрата;
  • неправомерное использование спонсорских взносов и благотворительных пожертвований.

Кроме того, в новой редакции Руководящих принципов был значительно расширен перечень юридических лиц, в ходе взаимодействия с которыми МП могут столкнуться с коррупционными проявлениями. В частности, к таким субъектам были отнесены:

  • бизнес-партнеры;
  • подрядчики и субподрядчики;
  • франчайзи;
  • компании-инвесторы;
  • организации, предоставляющие товары и/или услуги, способствующие осуществлению МП собственной деятельности, созданию товаров или предоставлению услуг МП;
  • партнеры по совместным предприятиям;
  • клиенты;
  • любые другие организации, которые непосредственно связаны с деятельностью МП, производством товаров и/или предоставлением услуг МП.

При этом соответствующее взаимодействие следует рассматривать применительно ко всем этапам цепочки поставок, выходя за рамки отношений «первого уровня»: как отмечено в документе, МП должны стремиться к предотвращению или смягчению негативного воздействия коррупции для любых форм взаимодействия.

Кроме этого, в обновленные Руководящие принципы были включены следующие положения:

  • агенты МП не должны оказывать незаконное влияние на государственных должностных лиц, а также обязаны соблюдать профессиональные стандарты в рамках такого взаимодействия;
  • в случае выявления фактов совершения коррупционных правонарушений МП следует информировать об этом компетентные органы/лиц, а также уведомлять о принятых мерах реагирования;
  • все осуществляемые МП взносы, в том числе политические, должны предварительно утверждаться высшим руководством;
  • МП не имеет права требовать от сотрудников поддерживать какого-то конкретного политического кандидата или организацию;
  • важное значение для противодействия коррупции имеют коллективные действия по снижению коррупционных рисков – при участии организаций гражданского общества, в том числе международных, представителей частного сектора, профессиональных ассоциаций, иных международных организаций.

Наконец, в обновленную версию документа были включены положения о необходимости обеспечения МП прозрачности и добросовестности в сфере лоббистской деятельности, в том числе приведения своих политик и процедур, связанных с такого рода деятельностью, в соответствие с Рекомендациями Совета ОЭСР о принципах прозрачности и неподкупности при осуществлении лоббистской деятельности 2021 г. (OECD Recommendation of the Council on Principles for Transparency and Integrity in Lobbying, OECD (2021)), а также о важности отказа МП от поиска «обходных путей» и использования механизмов, не предусмотренных соответствующим законодательством.

Темы
Комплаенс
Прозрачность

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.