Как уже не раз отмечалось (например, здесь), выбор оптимального подхода к определению конфликта интересов на уровне законодательства является крайне непростой задачей. Законодатель может сделать соответствующее понятие слишком обобщенным или, напротив, сложным и содержащим слишком много элементов. При этом какой бы подход ни был выбран, почти наверняка на практике возникнут трудности с применением установленного понятия к реальным ситуациям, прежде всего потому, что число возможных этически спорных ситуаций в жизни оказывается практически безграничным, а попытки охватить все многообразие таких ситуаций в нормативных актах и/или в методических материалах обречены на провал.
В этой связи некоторые страны (Аргентина, Эквадор) пытаются внедрить иные инструменты для помощи служащим (работникам), на которых распространяются положения о конфликте интересов, и лицам, ответственным за противодействие коррупции, в определении того, является ли так или иная ситуация конфликтом интересов. В частности, в них были созданы информационно-аналитические модули, позволяющие по описанию ситуации, формируемому на основании ответов пользователя на вопросы с предзаданными вариантами ответов, сделать вывод о том, можно ли говорить о наличии в данной ситуация признаков конфликта интересов.
Вместе с тем, в указанных странах возможности таких систем ограничены простым выводом предположения о наличии или отсутствии конфликта интересов исходя из его определения и/или содержания соответствующих запретов и ограничений, установленных национальным законодательством.
Эксперты Центра, полагая крайне перспективной идею использования такого рода автоматизированных систем принятия решений в антикоррупционной деятельности, пошли несколько дальше и разработали программный продукт, который не только отвечает на вопрос о наличии или отсутствии в рассматриваемой ситуации признаков конфликта интересов, но также предлагает возможные меры предотвращения или урегулирования конфликта интересов (либо иные меры реагирования) и актуальную судебную практику, охватывающую сходные ситуации (при наличии).
Такой основанный на правилах «электронный помощник», как и в других странах, «собирает» описание спорной ситуации, исходя из ответов пользователя на определенные вопросы. Все вопросы при этом разделены на 9 уровней и охватывают различные элементы понятия «конфликта интересов» и некоторые смежные аспекты:
- субъект;
- связь с уголовным делом;
- объект (выгодоприобретатель);
- природа связи субъекта с объектом – в случае, когда на уровне 3 были выбраны имущественные, корпоративные или иные отношения;
- степень завершенности выполнения субъектом в отношении объекта функций управления;
- тип и коллегиальность выполнения субъектом в отношении объекта функций управления;
- сфера и круг лиц, в отношении которых субъект выполняет функции управления;
- нестандартные и ложные ситуации конфликта интересов;
- соблюдение субъектов обязанностей, связанных с регулированием конфликта интересов (подача уведомления о возникновении личной заинтересованности, соблюдение рекомендаций комиссии).
Для обеспечения работы «электронного помощника» авторами были сформированы:
1. база данных, содержащая:
- релевантную судебную практику, с указанием значений всех признаков; всего в базу судебной практики вошло 247 дел, связанных с обжалованием служащими (работниками) и органами прокуратуры взысканий за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (учитывая, что разбирательства нередко проходят две и более апелляционные инстанции, всего было проанализировано более 600 решений и постановлений);
- элементы (признаки) и их значения, характеризующие ситуацию с точки зрения наличия или отсутствия конфликта интересов;
- сценарии («диагнозы») – рекомендации по принятию мер предотвращения и урегулирования конфликта интересов, применения мер ответственности в ситуациях, характеризующихся различными сочетаниями значений признаков;
2. алгоритм работы «электронного помощника» (серверная часть), включая перечень и порядок вопросов, задаваемых пользователю, и индексы, указывающие на соответствие выбранных ответов материалам из базы данных (значения признаков и их сочетания, примеры релевантной судебной практики, соответствующие рекомендации);
3. основанный на указанном алгоритме пользовательский интерфейс (пользовательская часть).
Получившийся программный продукт с точки зрения пользователя работает следующим образом:
1. пользователь вводит информацию о спорной ситуации посредством последовательных ответов на вопросы, одновременно имея возможность наблюдать динамически формирующееся описание ситуации в отдельным окне;
2. после ответов на все вопросы пользователь получает:
- рекомендации относительного того, присутствуют ли в описанной ситуации признаки конфликта интересов / личная заинтересованность должностного лица или связанного с ним лица, того, какие меры рекомендуется принимать в данной ситуации для предупреждения или урегулирования конфликта интересов, а также о необходимости принятия мер дисциплинарной ответственности;
- сведения о релевантной судебной практике, с которой может ознакомиться самостоятельно для принятия более взвешенного решения о действиях в спорной ситуации.
На данный момент продукт ориентирован в большей степени на лиц, ответственных за предупреждение и противодействие коррупции (включая вопросы регулирования конфликта интересов) в государственных органах (организациях).
Дополнительно в публикации рассматриваются плюсы и минусы использования подобных вспомогательных систем для принятия решений в антикоррупционной деятельности, а также возможные перспективы дальнейшего развития функционала разработанного «электронного помощника», в частности:
- добавления функций по выявлению признаков нарушений иных антикоррупционных ограничений и запретов, связанных с конфликтом интересов;
- расширение базы данных за счет получения сведений из уведомлений о личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
- создание адаптированной версии для должностных лиц и работников, на которых распространяются положения о конфликте интересов;
- разработка рекомендаций по оспариванию решений, принятых в ситуации конфликта интересов
*В настоящий момент препринт доступен только на английском языке.