Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
На Филиппинах изменены правила проведения государственных закупок

На Филиппинах принят новый закон о государственных закупках.

Соответствующий Закон от 20 июля 2024 года № 12009 «О пересмотре Закона № 9184, также известного как «Закон о реформе государственных закупок», и иных изменениях» (Act Revising Republic Act No. 9184, Otherwise Known as the «Government Procurement Reform Act», and for Other Purposes) заменяет ранее действовавший Закон от 10 января 2003 года № 9184 «О реформе государственных закупок» (Government Procurement Reform Act) и направлен, в том числе, на усиление мер по противодействию коррупции в государственных закупках.

Его положения распространяются на государственные органы и органы местного самоуправления (далее – заказчики), а также на лиц, исполняющих государственные контракты (далее – исполнители).

1. Электронная платформа

Ключевой новеллой Закона стало возложение на заказчиков обязанности регистрироваться в Государственной системе электронных закупок Филиппин (Philippine Government Electronic Procurement System – PhilGEPS), ставшей единым порталом электронных закупок в стране. Системы, уже используемые заказчиками в рамках государственных закупок, должны быть интегрированы в PhilGEPS.

Одновременно принятым нормативным актом предусматривается модернизация PhilGEPS, которая обеспечит расширение функционала портала, в частности:

1. публикацию тендеров на отдельной «доске объявлений» (Bulletin Board);

2. создание сервисов, предоставляющих следующие возможности:

  • осуществление заказчиком сверки государственных закупок с принятым ранее годовым планом;
  • отслеживание выполнения государственных контрактов, в том числе осуществления платежей, внесения изменений в договоры;
  • предоставление исполнителям государственных заказов возможности регистрироваться в PhilGEPS для получения права загружать и хранить цифровые копии своих документов о соответствии требованиям, а также управлять своими текущими / завершенными контрактами;
  • предоставление заказчикам возможности централизованно заказывать расходные материалы общего назначения онлайн через Службу закупок (Procurement Service);
  • публикация исполнителями сведений о предлагаемых ими товарах, работах, услугах (ТРУ), позволяющая заказчикам сравнивать ТРУ у разных исполнителей для изучения рынка;

3. публикацию общедоступного реестра исполнителей.

Одновременно в стране будет создана единая электронная система платежей в рамках государственных закупок как часть Интегрированной информационной системы управления финансами (Integrated Financial Management Information System). Разработчиками  системы станут Министерство бюджета и управления (Department of Budget and Management), Комиссия по аудиту (Commission on Audit) и Министерство финансов (Department of Finance).

2. Комитеты по проведению закупок и выбору победителей

Согласно Закону, все сотрудники создаваемых заказчиками Комитетов по проведению закупок и выбору победителей (Bids and Awards Committee, далее – Комитет) обязаны соблюдать Кодекс этики специалистов по государственным закупкам (Code of Ethics for Public Procurement Professionals).

Кроме того, соответствующим сотрудникам теперь запрещено находиться на должности в Комитете более трех сроков подряд (ранее такие ограничения не предусматривались).

3. Совет по политике государственных закупок

В соответствии с Законом, ряд дополнительных функций возлагается на Совет по политике государственных закупок (Government Procurement Policy BoardGPPB), в том числе:

  1. разработка / внесение изменений в руководства по осуществлению государственных закупок, формы тендерной документации, программные документы о процессе закупок и обеспечении его соответствия потребностям органов власти, а также создание при необходимости Межведомственной технической рабочей группы для оказания экспертной помощи в соответствующей деятельности;
  2. содействие Комиссии по профессиональному регулированию (Professional Regulation Commission) в разработке программы обучения, обязательной к прохождению для замещения должности специалиста по государственным закупкам;
  3. создание автоматизированной системы для предоставления своевременных ответов на запросы, связанные с реализацией положений Закона;
  4. ведение общедоступного реестра бенефициарных собственников организаций-исполнителей;
  5. анализ данных, полученных из PhilGEPS и отчетов о государственных закупках, и публикация результатов с целью:
  • оказания помощи заказчикам в стратегическом планировании их закупок, а также в выявлении и обнаружении закономерностей, которые могут помочь предотвратить или смягчить последствия мошенничества и коррупции;
  • оказания помощи надзорным органам в разработке и внедрении эффективной политики противодействия правонарушениям в государственных закупках;
  • содействия повышению осведомленности общественности о государственных закупках, ее активному участию в мониторинге государственных закупок.

4. Конфликт интересов

Положения Закона ужесточили требования к предотвращению конфликта интересов.

Так, теперь исполнитель должен уведомить заказчика о том, что он, его бизнес-партнер, член правления или руководящее должностное лицо находится в родстве (свойстве) до третьей степени родства (свойства) с:

  • руководителем органа-заказчика;
  • членом Комитета или Секретариата Комитета, членом Технической рабочей группы по государственным закупкам;
  • руководителем отдела управления государственными закупками;
  • консультантом заказчика по государственным закупкам.

Помимо сведений о нахождении в ситуации конфликта интересов потенциальный исполнитель, являющийся юридическим лицом, также должен предоставить данные о конечных бенефициарах.

5. Меры ответственности

Кроме прочего, Законом было закреплено право руководителя органа-заказчика вносить исполнителя в черный список, то есть запрещать ему принимать участие в государственных закупках соответствующего органа на 1 год (при первом нарушении) или на 2 года (в случае повторного нарушения) за:

  • использование силы, принуждение, оказание давления, мошенничество, оказание неправомерного влияния на любого члена Комитета или любое должностное лицо или сотрудника заказчика для совершения определенного действия в свою пользу или в ущерб определенному участнику закупки;
  • нераскрытие сведений о нахождении в ситуации конфликта интересов;
  • сговор с двумя или более участниками тендера о завышении цен, при котором участники подают заявки, в которых цена настолько выше той, которую предлагает заранее определенный в рамках сговора победитель, что заказчику невыгодно выбирать любое из них;
  • сговор с участником (участниками) тендера об отказе от участия, отзыве уже поданных заявок или выполнении иных действий, направленных на получение необоснованного преимущества любым из участников;
  • подачу заявок на участие через связанных лиц с целью создания видимости конкуренции;
  • представление ложных сведений о бенефициарных собственниках.

Совершение исполнителем трех правонарушений, влекущих временное внесение в черный список, приводит к бессрочному включению в этот список без возможности исключения из него.

Темы
Конфликт интересов
Коррупция в сфере государственных закупок
ИКТ
Прозрачность

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.