Антикоррупционный портал
Антикоррупционное искусство: тема борьбы с коррупцией в кино

В рамках предстоящей 18-ой Международной антикоррупционной конференции, которая пройдет 22-24 октября 2018 года в Копенгагене (Дания), состоится фестиваль фильмов, посвященных прозрачности (Films for Transparency – F4T).

Серия из 7 документальных фильмов расскажет истории активистов, журналистов, правозащитников и адвокатов, а также заявителей (whistleblowers), в том числе касающиеся антикоррупционной деятельности. По мнению организаторов (фестиваль является совместным продуктом Transparency International, Doc Society и Bertha Foundation), освещение подобных тем на широком экране позволит активизировать дискуссии о реальных возможностях граждан в борьбе с коррупцией и привлечь внимание к трудностям, возникающим на их пути.

Освещение темы противодействия коррупции не является для кинематографа чем-то принципиально новым. Так, довольно часто сюжет фильмов строится на основе реальных случаев разоблачения преступников, в том числе коррупционеров. Например, фильм Серпико (1973) с Аль Пачино в главной роли рассказывает о сотруднике Департамента полиции Нью-Йорка Фрэнке Серпико, который первым рискнул разоблачить коррупционную сеть, опутавшую всю систему правозащитных органов в его городе. Не видя реальных мер реагирования федеральных властей на раскрытую им информацию, Фрэнк обратился в прессу, и статья о коррупции в нью-йоркской полиции появилась на главной странице New York Times, а мэром Нью-Йорка было принято решение о создании специального комитета по расследованию случаев коррупции среди полицейских, впоследствии преобразованный в Комиссию Нэппа (Knapp Comission). Однако коллеги Фрэнка, очевидно, были не слишком довольны разоблачением и, как предполагается, подстроили операцию с задержанием наркоторговцев, в результате которой Серпико, чудом избежав смертельного ранения, оглох на левое ухо и впоследствии испытывал постоянные сильнейшие боли от попавших ему в мозг осколков.

После выхода фильма Серпико стал символом борьбы с произволом коррумпированной полиции: так, в Таиланде дальнобойщики стали клеить на машины изображение героя Аль Пачино, уверяя, что оно помогает им избегать нежелательных встреч с недобросовестными сотрудниками полиции.

Сюжеты фильмов, посвященные разоблачению коррупции, могут не только строиться на реальных историях, но и быть плодом фантазии режиссера. Так, в нуар-триллере «Хуже, чем ложь» (2016) (в оригинале название звучит как «Misconduct» – «Недобросовестное поведение») Аль Пачино «перешел на темную сторону» и сыграл одного из организаторов коррупционной схемы в сфере фармацевтики. По сюжету фильма, в результате адюльтера молодой адвокат Бэн Кэхилл получает доступ к секретным файлам, похищенным его подругой у своего любовника, фармацевтического магната (которого сыграл Энтони Хопкинс). Желая вывести преступников на чистую воду, Бэн сталкивается со множеством драматических событий в своей жизни, в том числе выставляющих его совсем не как героя и борца с системой. В целом, фильм строится таким образом, что зрителю предстоит самому решить, кто же является «злодеем», а также задуматься над тем, насколько реально проникнуть в тайны «высшего коррумпированного общества» и при этом самому остаться с чистой совестью.

Не менее интересной темой для фильмов становятся полицейские операции по разоблачению и пресечению преступной коррупционной деятельности. Так, сюжет криминальной черной комедии «Афера по-американски» (2013), ставшей претендентом на «Оскар» сразу в 10 номинациях и получившей ряд иных кинематографических наград, строится на событиях операции Abscam. Это была первая операция, основанная на провокации (sting operation), которая проводилась ФБР в 1978-1980 гг., которая изначально была призвана выявить преступную схему незаконной торговли краденным антиквариатом, однако впоследствии переросла в масштабное разоблачение случаев политической коррупции. В ходе операции международный преступник Мэлвин Вайнберг (Melvin Weinberg) и его девушка Эвелин Найт (Evelyn Knight), которым в то время грозило наказание в виде лишения свободы за финансовые махинации, согласились стать «подставными агентами» ФБР в обмен на освобождение от тюремного заключения. Для реализации операции была создана фиктивная компания Abdul Enterprises Ltd, якобы представляющая арабских шейхов, готовых инвестировать крупные суммы в экономику США. В результате удачного стечения обстоятельств один из фальсификаторов познакомил Вайнберга с мэром Нью-Джерси Анджело Эррикети, предложившего за вознаграждение помочь «арабским шейхам» с инвестициями в деятельность казино в своем городе. За этим последовали иные проекты по инвестированию в игорные заведения и взятки политикам и чиновникам за оказание содействия, а впоследствии ставки значительно возросли – Abdul Enterprises стали предлагать чиновникам и политикам, с которыми их знакомил Эррикети, взятки за оказание содействия в инвестировании в разработку месторождений титана и его добычу. Все встречи и переговоры политических деятелей с «провокаторами» записывались на видео и аудио, на взятки было потрачено около 400 тыс. долларов, и когда собралось достаточное количество доказательств, ФБР раскрыло имеющийся компромат в ходе специально собранной пресс-конференции. В результате за коррупционные действия были осуждены 7 членов Конгресса (в том числе один член Сената – верхней палаты Конгресса), а также ряд высокопоставленных чиновников. Применение в ходе операции метода провокации вызвало значительный общественный резонанс и споры о его этичности и законности и побудило американских законодателей разработать специальную нормативную и методическую базу по его использованию правоохранительными органами США.

События более современной полицейской операция – операции «Автомойка» – после выпуска посвященного ей эпизода в сериале «Карточной домик» (2013-2018) Netflix решил подробнее осветить в рамках отдельного сериала – «Механизм» (2018-…), – рассказывающего о том, как расследование об отмывании денег на АЗС переросло в национальный и политический кризис в Бразилии. Название сериала – термин, которым режиссер окрестил всепоглощающую системную коррупцию, существующую в стране практически с момента ее выхода из-под военной диктатуры в 1985 году.

Помимо героических разоблачений (или попыток разоблачений) коррупционеров, кинематограф не обошел и тему раскаяния закоренелых преступников. Так, в драме «Плохой лейтенант» (1992) главный герой – коррумпированный нью-йоркский полицейский, который постоянно пьет, употребляет наркотики, «крышует» проституцию и использует свое должностное положение для связей с несовершеннолетними – в процессе расследования дела об изнасиловании монахини переосмысливает свою жизнь, решает измениться и искупить свою вину.

Но не всегда деятелям искусства (как, впрочем, и многим другим активистам и правозащитникам) удается так просто раскрыть широкой общественности существующие проблемы коррупции в их стране. Так, иранский режиссер Мохаммад Расулоф стал жертвой преследований со стороны правоохранительных органов за свои фильмы, которые власти считают «пропагандой против режима» и «угрозой национальной безопасности». Его предыдущие фильмы «Рукописи не горят» и «Железный остров» были запрещены в Иране. Последняя картина режиссера – «Честный человек» (оригинальное название – «Lerd», была представлена на Каннском кинофестивале под названием «A Man of Integrity») – рассказывает историю Резы, который отказывается платить взятку за получение кредита, необходимого для спасения его бизнеса, и таким образом вступает в конфронтацию с группой коррумпированных чиновников и бизнесменов, фактически управляющих маленьким городком на севере страны. Расулофу, уже осужденному на 12 месяцев тюремного заключения за предыдущие работы, в том числе за совместную деятельность со своим товарищем, режиссером фильма «Такси», теперь может снова грозить тюремное заключение сроком до 6 лет.

Темы
Заявители о коррупции
Измерение коррупции
Гражданское общество

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.