Стратегия разработана в целях систематизации и совершенствования существующих механизмов противодействия коррупционным преступлениям и устранения их последствий, а также продвижения принципов добросовестности и поддержки политической стабильности и социально-экономического развития.
Стратегия включает меры по противодействию коррупции, распределенные по пяти ключевым направлениям:
1. Государственное регулирование
Целью данного направления является совершенствование политики и нормативной правовой базы, регулирующих антикоррупционные стандарты, механизмы контроля их соблюдения и меры ответственности за их нарушение.
Для достижения этой цели в Стратегию включены такие задачи, как:
- изучить, в том числе посредством анализа результатов аудитов, расследований и судебных разбирательств, имеющиеся в действующих нормативных правовых актах лазейки, которые оставляют возможности для совершения коррупционных правонарушений, и внести изменения, минимизирующие такие возможности; при этом уделить особое внимание следующим наиболее подверженным коррупционным рискам сферам:
- управление персоналом;
- финансовый менеджмент, в том числе распределение государственного бюджета;
- управление государственными активами, в том числе вложениями средств государственных органов и организаций;
- инвестиционная сфера;
- строительство;
- осуществление закупок;
- землепользование, использование природных ресурсов, в том числе добыча полезных ископаемых;
- банковская сфера;
- налогообложение;
- таможенное дело и т.п.
- усовершенствовать процесс разработки и принятия законодательства, в частности, обеспечить его открытость, подотчетность;
- установить четкие требования к государственным органам и организациям государственного и частного секторов, а также их должностным лицам (далее – ДЛ) в части принятия мер противодействия коррупции;
- конкретизировать и ужесточить ответственность ДЛ за непринятие достаточных мер по предупреждению и выявлению коррупционных правонарушений в государственном органе, организации государственного или частного сектора;
- разработать и принять нормативный правовой акт, регулирующий порядок возврата активов, приобретенных в результате совершения коррупционных преступлений.
2. Государственная служба
Второе направление Стратегии предполагает повышение эффективности работы государственных органов, в том числе правоохранительных.
Для этого в документе предлагается решить следующие задачи:
- пересмотреть принципы государственного управления, в частности, сделав упор на децентрализацию функций на каждом уровне управления, а также на четкое и обоснованное распределение полномочий в целях повышения прозрачности, и предусмотреть проведение контрольных (надзорных) мероприятий для отслеживания эффективности управления;
- принимать на службу исключительно лиц, компетентность, квалификация и этические качества которых соответствуют должностным обязанностям;
- разработать и внедрить механизмы поощрения и защиты государственных ДЛ, продвигающих прогрессивные нововведения, в том числе в области борьбы с коррупцией;
- повышать эффективность деятельности правоохранительных органов за счет обеспечения строгого контроля за функционированием государственных органов, в частности, за регулированием ситуаций конфликта интересов и добросовестным декларированием активов ДЛ;
- обеспечить надлежащий уровень дохода для государственных ДЛ, в том числе ответственных за противодействие коррупции;
- усилить контроль (надзор) за деятельностью государственных ДЛ, а также государственных органов и организаций, получающих финансирование из государственного бюджета;
- отстранить от выполнения должностных обязанностей ДЛ, уличенных в нарушении распространяющихся на них ограничений, запретов и обязанностей;
- повышать прозрачность работы государственных органов, в том числе за счет создания систем электронного правительства и использования иных инновационных технологий.
3. Предупреждение коррупции
Еще одной целью Стратегии стало усиление профилактических мер, в частности, наращивание потенциала различного рода контрольных (надзорных) мероприятий – инспекций, аудитов и т.п., а также повышение эффективности расследований, судебного преследования и исполнения судебных решений в отношении коррупционных правонарушений.
По данному направлению в документе определены следующие задачи:
- содействовать деятельности государственных органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора), проведение расследований, судебное преследование и исполнение судебных решений;
- повышать подотчетность деятельности органов (подразделений), ответственных за противодействие коррупции;
- обеспечить достаточное финансирование органов (подразделений), ответственных за противодействие коррупции;
- обеспечить проведение обучения и повышение квалификации государственных ДЛ, ответственных за противодействие коррупции;
- создать и активно использовать государственную базу данных, полученных из деклараций ДЛ;
- внедрять инновационные технологии в деятельность государственных органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора), проведение расследований, судебное преследование и исполнение судебных решений;
- содействовать сотрудничеству правоохранительных органов, судебных органов, органов прокуратуры, органов аудита и иных государственных органов, в функции которых входит выявление и противодействие коррупции.
4. Антикоррупционное просвещение
В рамках четвертого направления Стратегия закрепляет цель по повышению осведомленности населения о способах противодействия коррупции и необходимости активного участия в соответствующей деятельности.
Для этого в Стратегии закрепляются следующие задачи:
- затрагивать вопросы борьбы с коррупцией в рамках специализированных обучающих мероприятий, в том числе программ профессиональной подготовки для государственных ДЛ;
- создать условия для активного и проактивного участия населения в работе по предотвращению и борьбе с коррупцией и ее последствиями, в том числе сформировать каналы для раскрытия информации о коррупционных нарушениях и обеспечивать защиту разоблачителей;
- своевременно предоставлять СМИ точную информацию о результатах принятия мер по борьбе с коррупцией, а также об использовании передовых практик в области предупреждения и противодействия коррупции;
- повышать роль населения, в том числе организаций гражданского общества, представителей бизнеса и научного сообщества, профессиональных объединений, журналистов-расследователей и иных заинтересованных сторон в разработке и реализации политики и законодательства в области противодействия коррупции;
- способствовать внедрению культуры добросовестности в организациях частного сектора.
5. Международное сотрудничество
Цель последнего направления Стратегии состоит в укреплении международного сотрудничества по борьбе с коррупцией при выполнении страной обязательств, принятых в связи с присоединением к Конвенции ООН против коррупции (The United Nations Convention against Corruption).
С этой целью в документ включены такие задачи, как:
- обеспечение координации действий, обмена информацией и принятия превентивных мер в процессе международного сотрудничества в области противодействия коррупции, в том числе в рамках возврата активов и ареста обвиняемых в коррупции лиц;
- использование в национальном законодательстве релевантных зарубежных передовых практик в сфере предупреждения и противодействия коррупции;
- содействие техническому сотрудничеству и обеспечение обучения лиц, ответственных за противодействие коррупции, совместно с другими странами и международными организациями.