Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
Во Франции одобрен новый антикоррупционный закон

Во Франции одобрен законопроект, устанавливающий возможность отсрочки уголовного преследования за коррупционные правонарушения, а также предусматривающий создание антикоррупционного ведомства и усиление мер по защите заявителей о коррупции.

Французский парламент одобрил законопроект о прозрачности, борьбе с коррупцией и модернизации экономической жизни (projet de la loi relatif à la transparence, à la lutte contre la corruption et à la modernisation de la vie économie), известный также как «Sapin II» (по имени предложившего его министра финансов Мишеля Сапин как продолжение предыдущего подготовленного по его же инициативе закона № 93-122 «О предотвращении коррупции и обеспечении прозрачности экономической жизни и публичных процедур»).

Ключевой новеллой законопроекта станет внедрение практики досудебного урегулирования дел, связанных с совершением коррупционных преступлений. В настоящее время возможность использования соглашений об отсрочке судебного разбирательства (deferred prosecution agreement – DPA) действует в США и Великобритании. Новое французское законодательство позволит применять аналогичные меры и ускорить длительные судебные процедуры.

Согласно законопроекту в рамках досудебного разбирательства компанию, подозреваемую в нарушении антикоррупционного законодательства, могут обязать внедрить надлежащие меры по предупреждению коррупции или выплатить штраф в размере до 30% своего среднегодового оборота за три предшествующих года. При этом за невыполнение требований о внедрении антикоррупционных мер к организации и ее руководству могут применяться дополнительные санкции: штраф в размере до 30 000 евро (2 млн. рублей) или лишение свободы сроком до двух лет – для физических лиц, штраф, эквивалентный взысканию за соответствующее преступление – для юридических лиц.

Первоначальная редакция законопроекта вызывала опасения высшего административного суда страны – Государственного совета, как не предусматривающая достаточного контроля со стороны гражданского общества. В связи с этим итоговая одобренная версия проекта была также дополнена положениями об обязательном общественном обсуждении законности заключения соглашения о досудебном урегулировании.

Одним из важных нововведений законопроекта является также установление обязанности организаций, численность которых превышает 500 человек, а годовой оборот – 100 млн. евро (7 млрд. рублей), принимать меры по предупреждению коррупции. Указанные меры включают, в числе прочих, утверждение кодекса этики и формирование механизмов контроля его соблюдения, создание защищенных каналов сообщения о возможных фактах коррупции, проведение оценки коррупционных рисков, оценку контрагентов, организацию антикоррупционного обучения сотрудников. При этом за невыполнение предусмотренной обязанности физическим лицам (руководству компании) грозит штраф до 200 000 евро (около 14 млн. рублей), юридическим – до 1 млн. евро (примерно 71 млн. рублей).

Одновременно законопроектом предусмотрено создание Антикоррупционного агентства (Agence française anticorruption), наделенного полномочиями по координации и контролю, методической поддержке предупреждения и противодействия коррупции в стране, а также функциями мониторинга соблюдения организациями требований об обязательном внедрении антикоррупционных мер. Агентство должно заменить существующую в настоящее время Центральную службу по борьбе с коррупцией (Service Central de Répression de la Corruption). Важным отличием новой государственной структуры станет наличие у нее полномочий по проведению проверок, участию в расследованиях и наложению санкций за нарушения антикоррупционного законодательства, в отличие от ограничивающихся сбором информации для органов прокуратуры функций Центральной службы.

Проект закона также усиливает меры по защите заявителей о коррупции, предусматривая, в частности, внесение в трудовое законодательство поправок о запрете необоснованного наказания, увольнения или какой-либо дискриминации работника, сообщившего о нарушениях антикоррупционного законодательства, а также возможные санкции за препятствие такого рода уведомлениям о фактах коррупции. Кроме того, законопроектом предусмотрена возможность материальной компенсации для заявителей, например, оплата понесенных судебных издержек.

В развитие предусмотренных проектом закона положений о защите заявителей парламентом были также одобрены предложения в органический закон о компетенции правозащитника и о защите заявителей (proposition de loi organique relative à la compétence du Défenseur des droits pour l'orientation et la protection des lanceurs d'alerte), согласно которым полномочиями по защите лиц, уведомляющих о фактах коррупции, предлагается возложить на независимый административный орган – правозащитника (омбудсмена).

UPD. Закон № 2016-1691 от 9 декабря 2016 года «О прозрачности, борьбе с коррупцией и модернизации экономической жизни» вступил в силу 1 июля 2017 года.

Темы
Прозрачность
Заявители о коррупции

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.