Стратегия является продолжением Оперативного плана по предотвращению коррупции в зонах повышенного риска (Оперативни план за спречавање корупције у областима од посебног ризика, далее – План) от 2021 года. Как отмечено в документе, к моменту принятия Стратегии 76,1% мероприятий, предусмотренных Планом, были реализованы.
Однако, согласно представленным в вводной части принятой Стратегии данным, коррупция в стране все еще остается серьезной проблемой: по данным Индекса восприятия коррупции, в период с 2012 по 2023 год оценки Сербии находились в диапазоне от 39 до 42 баллов (по шкале от 0 до 100, где 100 – наилучший результат), а по показателю общего уровня коррупции, входящего в Индикаторы качества государственного управления (Worldwide Governance Indicators), страна не получала оценку выше -0,23 (по шкале от -2,5 до 2,5, где 2,5 – наилучший результат). Отсутствие положительных изменений подтверждает и проведенная национальным Агентством по предотвращению коррупции (Агенција за спречавање корупције) оценка влияния стратегических документов по вопросам борьбы с коррупцией, согласно результатам которой по 3 из 4 показателей наблюдалась отрицательная динамика, а последний показатель не изменился.
В этой связи правительство, принимая Стратегию, продолжает прикладывать усилия для повышения эффективности борьбы с коррупцией.
В качестве основной цели в Стратегии заявлено построение демократического общества, основанного на принципах верховенства права, прозрачности и ответственности, а также добросовестности и предупреждения коррупции.
Стратегия охватывает пять ключевых областей:
1. Совершенствование нормативной правовой базы
По данному направлению в документе определены следующие задачи:
- оценка целесообразности внесения изменений в Закон от 23 ноября 2016 года №94/2016-14 «О работе государственных органов в борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией» (Закон о организацији и надлежности државних органа у сузбијању организованог криминала, тероризма и корупције), Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс, касающихся:
- полномочий руководителей подразделений органов прокуратуры, ответственных за противодействие коррупции, и председателей судов, проведения проверок безопасности в отношении них;
- иммунитета членов Правительства в случае совершения ими коррупционных правонарушений;
- полномочий органов прокуратуры в отношении высших должностных лиц;
- порядка взаимодействия органов прокуратуры и полиции в рамках доследственных проверок;
- совершенствование порядка конфискации незаконно приобретенного имущества;
- совершенствование контроля за финансированием политических партий, в том числе установление всестороннего надзора за сбором средств и расходами, закрепление мер ответственности, пропорциональных совершаемым нарушениям;
- приведение национального законодательства в области борьбы с коррупцией в соответствие с нормами Европейского союза, а также соответствующими международными стандартами и передовой практикой.
2. Укрепление институциональной среды
В рамках данного направления в Стратегии предусмотрены такие задачи, как:
- укрепление межведомственного взаимодействия по вопросам противодействия коррупции, в частности, за счет создания информационной системы для обмена данными и формирования постоянных рабочих групп;
- повышение потенциала судей, прокуроров, служащих антикоррупционных органов посредством проведения обучающих мероприятий;
- предоставление государственным органам, ответственным за борьбу с коррупцией, необходимых человеческих и финансовых ресурсов;
- принятие органами прокуратуры внутренних стратегий определения приоритетности дел с целью увеличения количества расследований «большой коррупции»;
- предоставление органам прокуратуры возможности осуществлять постоянный мониторинг в целях борьбы с коррупцией, в том числе с правом использовать в качестве источника информации отчеты Совета по борьбе с коррупцией (Savet za borbu protiv koprupcije) и/или иных государственных органов, имеющих релевантные данные;
- укрепление потенциала в осуществлении контрольной (надзорной) деятельности, работе таможенных и налоговых органов;
- обеспечение международного сотрудничества в расследовании и преследовании мошенничества в особо крупном размере и/или хищения средств Европейского союза.
3. Повышение уровня прозрачности
Для повышения уровня прозрачности в Стратегии предусмотрены такие задачи, как:
- законодательное закрепление обязанности уведомлять о ведении деятельности, аналогичной лоббистской, но не подпадающей под требования Закона от 9 ноября 2018 года № 87/2018-85 «О лоббировании» (Закон о лобирању);
- подготовка и принятие нормативного правового акта, предусматривающего участие общественности в разработке документов планирования согласно Закону от 31 августа 2009 года №72/2009-105 «О планировании и строительстве» (Закону о планирању и изградњи);
- расширение присутствия государственных органов, ответственных за борьбу с коррупцией, в сети Интернет, включая систематическую публикацию информации об их деятельности;
- создание регулярных каналов связи между антикоррупционными органами и журналистами, СМИ, организациями гражданского общества;
- обеспечение возможности использования созданного в 2023 году электронного Реестра случаев коррупции (Регистра коруптивних предмета), включающего сведения о более чем 10 тысячах коррупционных дел, в качестве инструмента отчетности, а также единообразного хранения данных о коррупционных делах;
- установление порядка публикации государственными органами и органами местного самоуправления данных в открытом доступе;
- возложение на органы местного самоуправления обязанности публиковать в открытом доступе проекты нормативных правовых актов, проводить публичные обсуждения таких проектов;
- активизация правоприменения Закона от 2 ноября 2004 года №120/2004-5 «О свободном доступе к информации общественного значения» (Закон о слободном приступу информацијама од јавног значаја);
- повышение уровня прозрачности расходов на программы и проекты, реализуемые организациями гражданского общества и СМИ.
4. Продвижение принципов добросовестности
В рамках данного направления в документе определены следующие задачи:
- разработка и принятие необходимых дополнительных нормативных правовых актов, регулирующих порядок назначения на должность и продвижения по службе прокуроров и судей, оценку их работы и вопросы соблюдения этики и принципов добросовестности;
- оценка целесообразности внесения изменений в нормативные правовые акты, определяющие порядок уведомления о конфликте интересов членов Правительства, а также правила регулирования «вращающейся двери», проведение в отношении них проверок добросовестности;
- гармонизация положений Закона от 3 апреля 2019 года №25/2019-40 «О здравоохранении» (Закон о здравственој заштити), касающихся конфликта интересов, и Закона от 21 мая 2019 года №35/2019-6 «О противодействии коррупции» (Закон о спречавању корупције), принятие нормативных актов, регулирующих занятие работниками сферы здравоохранения иной оплачиваемой деятельностью, получение подарков, назначение руководителей государственных медицинских организаций;
- законодательное закрепление обязанности государственных органов и органов местного самоуправления информировать кандидатов на замещение должностей о возлагаемых на них ограничениях, запретах, обязанностях;
- совершенствование порядка найма сотрудников публично-правовых компаний;
- возложение на сотрудников полиции ограничений на занятие иной оплачиваемой деятельностью;
- внедрение регулярных проверок добросовестности сотрудников полиции;
- улучшение порядка отбора, назначения и продвижения руководителей органов, подведомственных МВД;
- разработка реестра должностей полиции, характеризующихся высокими коррупционными рисками;
- проведение проверок добросовестности в отношении всех кандидатов на замещение должностей в государственных органах и органах местного самоуправления;
- осуществление мониторинга правоприменения Закона от 25 ноября 2014 года №128/2014-3 «О защите разоблачителей» (Закон о заштити узбуњивача), Закона от 24 декабря 2019 года №91/2019-3 «О государственных закупках» (Закон о јавним набавкам) и нормативных актов, регулирующих конфликт интересов.
5. Повышение осведомленности о коррупции
В рамках последнего направления в Стратегии предусмотрены следующие задачи:
- проведение обучающих мероприятий для служащих (работников) государственного сектора, в том числе судей и прокуроров, о формах и негативных последствиях коррупции, а также способах сообщения о коррупции;
- повышение осведомленности граждан о важности борьбы с коррупцией, в частности, с помощью образовательных курсов в школах.
В дополнение к Национальной стратегии борьбы с коррупцией на 2024-2028 годы будут приняты План действий на 2024-2025 годы и План действий на 2026-2028 годы.
Мониторинг и оценку эффективности реализации Стратегии будут осуществлять Рабочая группа Правительства (Радно тело Владе) и Агентство по предотвращению коррупции.
*Принятие антикоррупционной стратегии в Сербии является одним из условий в рамках процедуры по вступлению в Европейский союз.