Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Малайзии принята антикоррупционная стратегия
Н.С. Горбачева, В.И. Ожерельева

В Малайзии принята Национальная стратегия борьбы с коррупцией на 2024-2028 годы (National Anti-Corruption Strategy 2024-2028, далее – Стратегия).

Стратегия является продолжением Национального плана по борьбе с коррупцией на 2019-2023 годы (National Anti-Corruption Plan 2019-2023, далее – План). Как отмечено в документе, к концу 2023 года было реализовано лишь 77% мер, утвержденных Планом. При этом коррупция остается серьезной проблемой – по данным общенационального опроса, проведенного Исламским научным университетом Малайзии (Universiti Sains Islam Malaysia) в 2023 году, 41% респондентов согласен с тем, что уровень коррупции остается тревожно высоким, а 69% опрошенных считают, что уровень коррупции вырос по сравнению с предыдущим годом. Наиболее подверженным риску коррупционных правонарушений остается государственный сектор (65%), особенно, согласно статистике раскрытия информации о правонарушениях коррупционного характера, сферы управления (36% в 2019-2023 гг.), правоприменения (24%) и проведения закупок (24%).

В связи с этим особое внимание в Стратегии уделяется повышению эффективности государственного и корпоративного управления, а также продвижению в государственном секторе таких принципов добросовестности, как:

  • прозрачность, увеличивающая уровень доверия населения к органам власти;
  • усиление ответственности руководителей органов власти за принимаемые решения;
  • эффективность и результативность государственной политики.

Как отмечено в Стратегии, достижение поставленных целей затрудняется рядом проблем, в частности:

  • тем, что Стратегия в настоящее время воспринимается скорее как «символический» документ;
  • отсутствием последовательной политической воли к искоренению коррупции;
  • оказанием высокопоставленными государственными должностными лицами и иными акторами скрытого влияния на принятие государственных решений;
  • манипулированием СМИ, в том числе вбросами в социальных сетях, которые могут использоваться для распространения пропаганды и дезинформации, способствующих формированию в обществе толерантности к коррупции;
  • снижением уровня следования этическим нормам в органах власти, организациях и обществе в целом.

Для определения наиболее действенных мер борьбы с коррупцией в ходе подготовки Стратегии были проанализированы фактические данные, результаты опросов населения и сведения, полученные от заинтересованных сторон.

Стратегия охватывает пять ключевых областей:

1. Обучение и повышение осведомленности

В рамках данного направления в Стратегии предусмотрены такие цели и задачи, как:

  • продвижение этических норм и нетерпимости к коррупции, в том числе с использованием цифровых технологий, в дошкольных учреждениях, в начальных и средних школах, в частности, пересмотр и актуализация соответствующих разделов учебников;
  • развитие внеучебной деятельности в высших учебных заведениях, учреждениях профессионального образования и школах, в том числе проведение тематических недель этики и противодействия коррупции, в сотрудничестве с частными организациями;
  • включение в программы высших учебных заведений и учреждений профессионального образования курсов, посвященных принципам добросовестности и борьбе с коррупцией, в том числе с использованием информационных технологий;
  • проведение курсов, посвященных принципам добросовестности и борьбе с коррупцией, для преподавателей высших учебных заведений;
  • сотрудничество с организациями гражданского общества для разработки учебных материалов, проведения лекций и организации внеклассных мероприятий, направленных на повышение осведомленности о коррупции и продвижение этических норм;
  • оценка эффективности соответствующих образовательных инициатив в школах;
  • повышение осведомленности государственных должностных лиц по вопросам управления, соблюдения принципов добросовестности и усиления борьбы с коррупцией.

2. Государственная подотчетность

По данному направлению в документе определены следующие цели и задачи:

  • принятие Закона о государственных закупках, в частности, предложение организациям, желающим участвовать в тендерах на получение государственных контрактов на сумму от 10 млн малазийских ринггитов (около 188 млн рублей) и выше, подтверждать соответствие своих систем управления борьбой со взяточничеством стандарту ISO 37001;
  • создание единой онлайн-платформы для проведения государственных закупок, разработанной с применением современных информационных технологий;
  • пересмотр требований к назначению и увольнению главного комиссара Антикоррупционной комиссии Малайзии (Malaysian Anti-Corruption Commission, далее – Антикоррупционная комиссия) и создание структуры для обеспечения ее функционирования (MACC Service Commission);
  • совершенствование системы отбора при приеме на работу государственных служащих;
  • оценка целесообразности принятия Закона о государственном управлении (Governance Act), Закона о замещении должностей в Парламенте (Parliamentary Service Act), Закона о свободе информации (Freedom of Information Act);
  • внесение в Закон от 1952 г. № 347 «О палатах Парламента (привилегиях и полномочиях)» (Houses of Parliament (Privileges And Powers) Act 1952) кодекса поведения;
  • разработка и принятие стандартов правоприменения для органов управления морским транспортом страны;
  • внедрение ротации должностных лиц в сферах с высокими рисками коррупции и использование данных о ее результатах в качестве ключевого показателя эффективности (KPI) для руководителей соответствующих органов власти;
  • внедрение единого идентификационного документа для иностранных студентов во избежание злоупотребления полномочиями со стороны сотрудников правоохранительных органов;
  • возложение на членов Правительства и Парламента обязанности декларировать интересы и подарки;
  • внедрение регулирования «вращающейся двери» для государственных служащих;
  • осуществление постоянного мониторинга выполнения рекомендаций Генерального аудитора с использованием специализированной панели мониторинга;
  • укрепление потенциала внутреннего аудита в государственных органах;
  • возложение на организации, желающие принять участие в государственных закупках, обязанности указывать сведения о бенефициарных владельцах;
  • возложение на государственные органы и организации обязанности разрабатывать меры по предупреждению коррупции на основе оценки коррупционных рисков и при содействии Антикоррупционной комиссии;
  • пересмотр положений, касающихся использования государственного аппарата для агитации кандидатов и политических партий на выборах.

3. Изучение коррупции

Для повышения эффективности изучения коррупции в Стратегии предусмотрены такие цели и задачи, как:

  • создание для организаций гражданского общества возможности обмениваться опытом в области борьбы с коррупцией путем ежегодной публикации отчетов и рекомендаций;
  • проведение национального исследования сфер, подверженных коррупционным рискам, а также ежегодное проведение национальной оценки уровня коррупции в стране;
  • организация ежегодных конференций по антикоррупционным исследованиям;
  • создание консультационных групп по вопросам противодействия коррупции, включающих представителей гражданского общества, коренных народов, бизнес-сообщества;
  • ознакомление членов Совета по межконфессиональному согласию (Interfaith Harmony Council) с реализацией плана по обеспечению добросовестности и борьбе с коррупцией;
  • укрепление двусторонних и многосторонних отношений заинтересованных сторон в вопросах предотвращения коррупции;
  • использование системы корпоративной добросовестности Малайзии (Corporate Integrity System Malaysia) для продвижения надлежащего управления, принципов добросовестности и борьбы с коррупцией в частном секторе;
  • привлечение к антикоррупционной деятельности иностранных посольств и представителей иностранных частных организаций;
  • совершенствование процедуры направления информации о нарушениях в Антикоррупционную комиссию, в частности, установление обязанности информировать разоблачителя о статусе рассмотрения его сообщения;
  • организация ежегодных встреч заинтересованных сторон с представителями законодательной власти.

4. Правоприменение

Для обеспечения правоприменения в области борьбы с коррупцией в Стратегии закрепляются следующие цели и задачи:

  • внесение изменений в Закон от 2 июня 2010 г. № 711 «О защите заявителей» (Whistleblower Protection Act 2010), в частности, возможное учреждение специализированного органа по приему сообщений о правонарушениях и защите разоблачителей;
  • обеспечение необходимым оборудованием центров содержания под стражей;
  • разработка законопроекта о политическом финансировании, пересмотр раздела III Закона от 1954 г. № 5 «О правонарушениях в избирательном процессе» (Election Offences Act 1954), касающегося коррупционных правонарушений;
  • пересмотр лимита расходов кандидатов на выборах;
  • возложение на Омбудсмена Малайзии обязанности по рассмотрению жалоб на систему предоставления государственных услуг;
  • изучение возможности использования соглашений об отсрочке судебного преследования;
  • обеспечение прямых трансляций судебных процессов по делам о коррупции, рассматриваемых в Апелляционном суде;
  • законодательное закрепление правил, действующих на пунктах въезда в страну, для обеспечения безопасности национальных границ.

5. Стимулирование

В рамках данного направления в документе определены следующие цели и задачи:

  • предоставление налоговых льгот частным лицам и организациям, принимающим участие в одобренных Антикоррупционной комиссией программах, которые реализуют организации гражданского общества, и вносящим в них свой вклад, компаниям, прошедшим сертификацию соответствия ISO 37001; рассмотрение возможности снижения налогов для компаний-организаторов антикоррупционных мероприятий;
  • пересмотр размера вознаграждения, выплачиваемого согласно Правилам уголовного судопроизводства (ставки оплаты свидетелям) (Criminal Procedure (Rates of Payment to Witnesses) Rules 2011) выступающему в качестве эксперта свидетелю, если разбирательство касается правонарушения коррупционного характера;
  • предоставление поощрений разоблачителям, которые способствуют раскрытию правонарушений;
  • выделение дополнительного финансирования в рамках программы «Стимулирование съемок в Малайзии» (Film in Malaysia Incentive) местным продюсерам для производства контента на антикоррупционную тематику.

Обязанность по мониторингу и оценке эффективности реализации Национальной стратегия борьбы с коррупцией на 2024-2028 годы возложена на Антикоррупционную комиссию.

Темы
Заявители о коррупции
Измерение коррупции
Обучение и просвещение
Коррупция в сфере государственных закупок
Гражданское общество
Стандарты поведения
Антикоррупционные политики и стратегии

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.