Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Коста-Рике принят закон о защите разоблачителей
В.И. Ожерельева

В Коста-Рике принят нормативный правовой акт, регулирующий раскрытие информации о нарушениях и защиту заявителей о коррупции.

Статус заявителя о коррупции и свидетеля коррупции и порядок раскрытия информации

В соответствии с Законом от 29 января 2024 года №10437 «О защите заявителей о коррупции и свидетелей коррупции от преследований на рабочем месте» (Ley de protección de las personas denunciantes y testigos de actos de corrupción contra represalias laborales No. 10437):

  • заявителем о коррупции* (далее – заявитель) является физическое или юридическое лицо, раскрывающее ставшую ему известной информацию о том, что по его предположению может быть совершено коррупционное правонарушение или преступление, в том числе транснационального характера, в государственном и/или частном секторе;
  • свидетелем коррупции (далее – свидетель) признается физическое лицо, выступающее в соответствующем статусе в административном или уголовном разбирательстве на предмет совершения коррупционного правонарушения или преступления, о котором ему известно.

Для раскрытия информации заявители могут:

  • обратиться в подразделение внутреннего аудита государственного органа и государственной организации;
  • использовать внутренние каналы раскрытия информации, которые, согласно Закону, должны быть созданы в организациях частного сектора, имеющих в штате более 50 сотрудников, и обеспечивать защиту конфиденциальности личности заявителя/свидетеля;
  • обратиться в Управление Генерального контролера Республики (La Contraloría General de la República), иные органы, рассматривающие административные жалобы;
  • сообщить информацию публично, например, в СМИ.

Защита заявителей и свидетелей

В соответствии с Законом, право на защиту от возможных ответных репрессивных мер имеют:

  • непосредственно заявитель в случае, если он раскрыл ставшую ему известной информацию о том, что, по разумному предположению, может иметь место коррупционное правонарушение/преступление;
  • непосредственно свидетель в случае, если он по решению компетентного органа давал показания, которые впоследствии подтвердились, в рамках административного или уголовного разбирательства коррупционного правонарушения или преступления, о котором ему стало известно в ходе исполнения должностных (трудовых) обязанностей, а также иным образом сотрудничал со следствием;
  • коллеги заявителя/свидетеля, иные третьи лица, связанные с ним отношениями по службе/работе;
  • родственники заявителя/свидетеля до четвертой степени родства или свойства.

При этом защиту в качестве заявителя/свидетеля может получить:

  • служащий государственного органа, в том числе бывший;
  • работник организации, постоянный или временный, в том числе бывший, стажер, волонтер, консультант;
  • лицо, являющееся кандидатом на должность или находящееся на ином этапе преддоговорных отношений с органом (организацией);
  • лицо, изначально раскрывшее информацию анонимно, чья личность стала известна работодателю;
  • лицо, к которому были применены репрессивные меры до раскрытия информации с целью недопущения раскрытия.

Защита заявителей/свидетелей и иных лиц предусматривает:

  • обеспечение защиты свидетелей в рамках уголовного процесса, а также полный доступ к средствам правовой защиты;
  • неприменение каких-либо мер ответственности (дисциплинарной, гражданской, административной или уголовной) за раскрытие информации о коррупции или предоставление показаний в качестве свидетеля коррупции;
  • освобождение от ответственности в случае, если в связи с раскрытием информации были нарушены какие-либо требования о конфиденциальном характере такой информации или ограничения на получение такой информации;
  • освобождение от ответственности, за исключением уголовной, в случае если информация, которая была раскрыта, или доступ к такой информации были получены неправомерно;
  • запрет на принятие (угрозы принятия) в отношении заявителя/свидетеля репрессивных ответных мер – исходящих от работодателя, его представителей и/или лиц, работающих на него или действующих от его имени, действий или бездействия, которые прямо или косвенно наносят или могут нанести заявителю/свидетелю и/или иному связанному с ними лицу необоснованный ущерб;
  • предоставление права на бесплатную юридическую помощь, а также на возмещение ущерба в случае, если судом по трудовым спорам будет доказан факт принятия репрессивных ответных мер.

К репрессивным мерам, согласно Закону, относятся:

  • отстранение от должности, увольнение или иная эквивалентная мера;
  • понижение в должности, отказ от повышения или продвижения по службе;
  • ухудшение условий труда (изменение обязанностей, места работы, размера заработной платы, рабочего времени и т.д.);
  • непродление (досрочное расторжение) срочного трудового договора или договора на выполнение определенной работы, расторжение бессрочного трудового договора, отказ от перевода со срочного договора на бессрочный в случае, если он еще актуален или его исполнение превысило срок, установленный законом для его максимальной продолжительности;
  • ограничение права на профессиональное обучение;
  • негативная оценка работы или предоставление отрицательной характеристики для последующего трудоустройства;
  • применение мер дисциплинарной ответственности;
  • запугивание, принуждение к каким-либо действиям, преследование, остракизм на рабочем месте;
  • дискриминация, неблагоприятное и/или несправедливое обращение;
  • отмена отпуска и/или отгулов, предоставленных работодателем;
  • нанесение материального и нематериального (репутационного, профессионального, социального, психологического) ущерба;
  • нанесение физического ущерба;
  • иные формы репрессивных мер.

Заявитель/свидетель может подать в суд по трудовым спорам по упрощенной процедуре жалобу на применение к нему репрессивных мер; при этом бремя доказывания их обоснованности возлагается на работодателя.

Меры ответственности

Закон также содержит положения об ответственности за несоблюдение установленных требований:

1. заявителями/свидетелями: в частности, лицо может быть привлечено к ответственности за сознательное раскрытие заведомо недостоверной информации (что может быть приравнено к клевете или оскорблению) и/или информации, носящей конфиденциальный характер (что может быть приравнено к нарушению права на частную жизнь и тайну сообщений); конкретные меры ответственности будут назначаться в соответствии с действующим законодательством;

2. работодателями: в случае применение репрессивных ответных мер в отношении заявителя/свидетеля в административном процессе работодатель будет наказываться штрафом от 1 до 100 базовых заработных плат, в уголовном процессе – от 100 до 1000 базовых заработных плат; размер 1 базовой заработной платы варьируется от 352 тыс. до 752 тыс. костариканских колонов (примерно от 65 тыс. до 140 тыс. рублей);

3. должностными лицами государственных органов и организаций: в частности, они могут быть привлечены к ответственности в соответствии с Законом от 6 октября 2004 г. №8422 «О противодействии коррупции и незаконному обогащению на государственной службе» (Ley 8422 contra la corrupción y el enriquecimiento ilícito en la función pública) в связи с:

  • применением репрессивных ответных мер;
  • воспрепятствованием подаче или рассмотрению сообщений о коррупционных правонарушениях/преступлениях, а также даче показаний в ходе административного или уголовного расследования коррупционного правонарушения/преступления;
  • несоблюдением конфиденциальности сведений о заявителе/свидетеле.

Средства, полученные в результате взыскания штрафов, будут распределяться следующим образом:

  • 50 % будут перечислены Генеральной прокуратуре Республики, Офису омбудсмена по вопросам публичной этики (Procuraduría de la Ética Pública), а также направлены на финансирование Программы по предупреждению, выявлению и борьбе с коррупцией (Programa de Prevención, Detección y Combate de la Corrupción);
  • 50 % будут переданы Специальному отделу по трудовым вопросам Департамента государственных защитников судебной власти (Unidad Especializada en Materia Laboral, del Departamento de Defensores Públicos del Poder Judicial).

Информирование и обучение

На Офис омбудсмена по вопросам публичной этики Законом возлагается обязанность по разработке и публикации руководства по раскрытию информации о коррупционных правонарушениях/преступлениях, а также по совместному с органами власти и организациями государственного и частного секторов проведению обучающих мероприятий по вопросам разоблачения коррупции.


* Согласно Закону, коррупцией признается:

  • активный и пассивный подкуп государственного должностного лица;
  • совершение государственным должностным лицом какого-либо действия (бездействия) при выполнении своих функций с целью незаконного получения выгоды для себя или для третьих лиц;
  • сокрытие активов, полученных в результате коррупционного правонарушения, иные мошеннические действия с такими активами;
  • соучастие, пособничество или подстрекательство к совершению коррупционного правонарушения;
  • правонарушения, предусмотренные Законом от 6 октября 2004 г. №8422 «О противодействии коррупции и незаконному обогащению на государственной службе», и преступления, определенные разделом XV Уголовного кодекса (Código Penal);
  • отмывание доходов от незаконной деятельности, связанной с национальной или транснациональной коррупцией;
  • иные преступления, наносящие ущерб добросовестности государственной службы.
Темы
Заявители о коррупции
Меры ответственности

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.