Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Чили принята стратегия обеспечения неподкупности
Н.С. Горбачева, В.И. Ожерельева

В Чили утверждена Национальная стратегия обеспечения неподкупности в публичной сфере (Estrategia Nacional de Integridad Pública, далее – Стратегия).

Соответствующий документ был разработан во взаимодействии с экспертами в области борьбы с коррупцией из более чем 60 государственных органов, а также представителями организаций гражданского общества, научных кругов и бизнес-сообщества.

Стратегия включает 210 мер по обеспечению добросовестности в публичной сфере и противодействию коррупции, распределенных по 5 ключевым направлениям:

1. Государственная и муниципальная служба

Целью данного направления является повышение эффективности работы государственных органов и органов местного самоуправления.

Для достижения этой цели в Стратегию включены такие задачи, как:

  • разработка и принятие законопроекта о предотвращении конфликта интересов, закрепляющего, в частности:
  1. ограничения и запреты для бывших должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления (далее – ДЛ);
  2. ограничение приема в высшие органы власти родственников ДЛ, замещающих должности в таких органах;
  3. запрет на нахождение в подчинении ДЛ родственников;
  • принятие законопроекта, регулирующего деятельность органов местного самоуправления и подведомственных им организаций и предусматривающего, в том числе:
  1. усиление контроля за муниципальными корпорациями (юридическими лицами частного права и некоммерческими организациями, созданными в соответствии с Гражданским кодексом и постановлениями Министерства юстиции №462/81 и №110/76 – прим. авт.), в частности, установление обязанности таких организаций проходить внешний аудит в случае получения от государства средств свыше 10 тыс. UTM в год (около 645 млн чилийских песо или около 62,5 млн рублей);
  2. установление для мэров запрета на назначение своих детей, родителей, супругов/партнеров на высокопоставленные должности;
  • введение запрета на замещение государственных должностей в течение 10 лет с момента признания ДЛ виновным в преступлении коррупционного характера;
  • подготовка и доведение до сведения всех государственных органов рекомендаций по внедрению кодексов поведения ДЛ;
  • проведение для ДЛ образовательных мероприятий по вопросам борьбы с коррупцией;
  • возложение на высших ДЛ обязанности по соблюдению и продвижению принципов неподкупности и т.д.

2. Государственные финансы

Второе направление Стратегии включает меры по противодействию нарушениям, в первую очередь коррупционного характера, в сфере государственных финансов, в частности:

  • разработку и принятие нового законопроекта о государственных закупках, а также нормативного правового акта, определяющего порядок действий в случае выявления правонарушений коррупционного характера в рамках закупок, имеющих особое социальное значение;
  • усиление мониторинга за заключением прямых контрактов с единственным поставщиком во избежание их использования без крайней необходимости, а также пересмотр оснований для заключения таких контрактов;
  • продвижение использования типовых соглашений для закупок стандартных товаров, работ, услуг стоимостью выше 100 UTM (около 6,4 млн чилийских песо, или около 620 тыс. рублей), имеющих стабильный спрос; при этом при подготовке таких соглашений планируется учитывать предварительные технико-экономические обоснования, а также предусматривать распределение тендеров по географическим районам и участие небольших компаний;
  • разработку системы, содействующей межведомственному взаимодействию государственных органов с целью обнаружения, передачи оповещений, мониторинга и своевременного урегулирования конфликта интересов, возникающего у лиц, принимающих участие в закупках на платформе «Государственные закупки» (Mercado Público);
  • создание реестра недобросовестных поставщиков, не соблюдающих требования участия в государственных закупках, например, подающих поддельные документы или завышающих цены, разработку системы мер по привлечению их к ответственности;
  • продвижение принципов подотчетности, эффективности, результативности, добросовестности и прозрачности закупок, разработанных Управлением по закупкам и государственным контрактам (Dirección de Compras y Contratación Pública) и одобренным Генеральным контролером (Contraloria General De la República), среди государственных заказчиков и поставщиков;
  • увеличение объемов структурированной информации, соответствующей стандартам открытых данных и доступной для всех пользователей платформы «Государственные закупки», а также разработку и применение передовых методов анализа, помогающих выявлять правонарушения, в том числе коррупционного характера, в процессах государственных закупок;
  • разработку руководства для государственных органов по подбору оптимальных для конкретной закупки процедур определения поставщика, а также по обеспечению эффективности, прозрачности и честности закупочного процесса;
  • продвижение передового опыта, в частности, распространение рекомендаций, подготовленных Управлением по закупкам и государственным контрактам, в рамках государственных и муниципальных закупок;
  • поощрение поставщиков, принимающих комплаенс-программы.

3. Прозрачность

В рамках третьего направления Стратегия закрепляет цель по продвижению принципов прозрачности и подотчетности в деятельности органов власти.

Для этого в Стратегии закрепляются следующие задачи:

  • обеспечение открытости государственных баз данных;
  • принятие мер, в том числе законодательных, административных и управленческих, по созданию единого портала для публикации отчетов государственных органов, а также портала для подачи гражданами запросов и жалоб;
  • предоставление организациям гражданского общества доступа к базам данных, необходимым для разработки предложений по совершенствованию регулирования государственной службы в целях обеспечения неподкупности и т.д.

4. Деятельность политических партий

Еще одна цель Стратегии состоит в устранении выявленных недостатков в деятельности политических партий и организации избирательных кампаний.

Для этого в рамках Стратегии предлагается:

  • принять законопроект, запрещающий лицам, осужденным за коррупционные преступления, баллотироваться на выборные должности или занимать руководящие посты в политических партиях;
  • повышать эффективность использования ресурсов, выделяемых на проведение выборов и иные вопросы, связанные с политическими кампаниями, в частности, снизить предельные суммы расходов на проведение выборов и установить лимиты взносов на кампанию одного человека, ограничить в период выборов найм привлекаемого к связанным с выборами мероприятиям персонала и установить тарифы на рекламу в сети Интернет.

5. Частный сектор

В рамках данного направления Стратегии планируется создание Национального реестра бенефициарных собственников юридических лиц (Registro Nacional de Beneficiarios Finales de Personas Jurídicas) в целях повышения эффективности борьбы с:

  • уклонением от уплаты налогов;
  • организованной преступностью;
  • отмыванием доходов;
  • финансированием терроризма;
  • воспрепятствованием свободной конкуренции;
  • конфликтами интересов.
Темы
Конфликт интересов
Обучение и просвещение
Комплаенс
Коррупция в сфере государственных закупок
Стандарты поведения
Прозрачность

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.