1. Сфера применения
Соответствующий Закон от 15 марта 2024 года №18/24 «О предотвращении конфликта интересов в государственных органах Боснии и Герцеговины» (Zakon No. 18/24 o sprečavanju sukoba interesa u institucijama na nivou Bosne i Hercegovine) заменяет ранее действовавший Закон от 20 июня 2002 г. №16/02 «О конфликте интересов в органах власти Боснии и Герцеговины» (Zakon №16/02 o sukobu interesa u institucijama vlasti Bosne i Hercegovine)*.
Закон регулирует ОЗО, установленные для государственных должностных лиц в целях противодействия коррупции и предупреждения конфликта интересов.
Под «государственным должностным лицом» (далее – ДЛ) понимается:
- лицо, замещающее выборную должность;
- руководитель государственного органа, в том числе имеющий статус государственного служащего-секретаря со специальным заданием, лицо, замещающее должность в государственном органе;
- руководитель подведомственного государственному органу юридического лица;
- руководитель юридического лица, на которое в соответствии с действующим законодательством возложены отдельные государственные функции;
- лицо, избрание или назначение которого было одобрено Парламентской ассамблеей, Президиумом и Советом министров;
- Председатель Совета министров;
- советник.
2. Конфликт интересов
Конфликтом интересов, в соответствии с Законом, является ситуация, при которой личный интерес ДЛ влияет, может повлиять или создает видимость влияния на законность, прозрачность, беспристрастность и объективность исполнения ДЛ его служебных обязанностей.
При этом личным интересом признается возможность получения имущественной или неимущественной выгоды ДЛ и/или связанными с ним лицами.
Связанными с ДЛ лицами являются:
- близкие родственники – супруги, постоянные партнеры, дети, в том числе усыновленные, мать, отец, усыновитель;
- родственники по прямой линии;
- родственники по боковой линии до третьей степени родства;
- родственники супругов до второй степени родства;
- иные лица, имеющие тесные дружеские, политические, экономические и деловые отношения с ДЛ.
Принятый нормативный правовой акт возлагает на ДЛ обязанность в случае возникновения конфликта интересов уведомлять об этом создаваемую в соответствии с Законом Комиссию по разрешению конфликтов интересов в государственных органах Боснии и Герцеговины (Комисија за одлучивање о сукобу интереса у институцијама на нивоу Босне и Херцеговине, далее – Комиссия).
Комиссия, в свою очередь, в течение 8 дней после получения уведомления ДЛ готовит мотивированное заключение о наличии или отсутствии конфликта интересов; в случае выявления признаков конфликта интересов ДЛ обязано будет передать свои полномочия по вопросу, с которым связан конфликт интересов, иному лицу или своему непосредственному руководителю.
3. Декларирование активов и интересов
Принятый нормативный правовой акт также возлагает на ДЛ обязанность подавать в Комиссию декларацию о своих активах и интересах, а также об активах и интересах его близких родственников:
- в течение 30 дней с момента вступления в должность;
- ежегодно;
- через год после увольнения с должности;
- по запросу Комиссии в случае начала проверки.
При этом декларация должна включать сведения о:
- доходах;
- недвижимом имуществе в стране и за рубежом;
- движимом имуществе, подлежащем регистрации, в стране и за рубежом;
- ином движимом имуществе (драгоценных камнях, коллекционных предметах, произведениях искусства и т.д.) стоимостью более 5 тыс. конвертируемых марок (КМ) (около 255 тыс. рублей);
- счетах в банках и других финансовых организациях в стране и за рубежом;
- акциях, долях участия в капитале юридических лиц, иных ценных бумагах;
- долговых обязательствах, дебиторских задолженностях;
- авторских правах, патентах и иных правах интеллектуальной собственности;
- иной оплачиваемой деятельности;
- членстве в неправительственных и/или некоммерческих организациях;
- иной необходимой по мнению ДЛ информации.
4. Ограничения и запреты для ДЛ
Закон также устанавливает для ДЛ ряд иных ограничений и запретов, связанных с конфликтом интересов.
В частности, ДЛ запрещается:
- замещать более одной государственной должности, замещать помимо государственной должности также должность на ином уровне, например, муниципальном;
- заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной, культурной, творческой и спортивной, а также кроме получения доходов от авторских и патентных прав, интеллектуальной собственности, если это не приводит к конфликту интересов;
- быть членом совета директоров или иного органа управления, наблюдательного совета, уполномоченным представителем государственного предприятия и/или частной организации, получающей от государства какие-либо льготы, в том числе кредиты в размере более 10 тыс. КМ (около 510 тыс. рублей) ежегодно; конфликт интересов в данном случае возникает также при нахождении в перечисленных статусах близких родственников ДЛ;
- иметь финансовый интерес – интерес, который позволяет ДЛ получать выгоду более 1 тыс. КМ (около 51 тыс. рублей) в год, а также любая доля собственности в частной организации, стоимость которой соответствует 10 тыс. и более КМ, – в том числе в виде оказания услуг, в частной компании, получающей от государства какие-либо льготы, в том числе кредиты в размере более 10 тыс. КМ ежегодно или заключающей государственные контракты / иным образом ведущей дела с государственными органами / организациями, финансируемыми из государственного бюджета в размере более 10 тыс. КМ ежегодно; аналогично с предыдущим запретом, конфликт интересов в данном случае возникает и в случае, если речь идет о финансовом интересе близких родственников ДЛ;
- совершать какие-либо официальные действия, участвовать в обсуждении, голосовании или принятии решения по вопросу, который связан с личным и финансовым интересом ДЛ или связанного с ним лица;
- являться представителем некоммерческих и неправительственных организаций, финансируемых из государственного бюджета в размере более 20 тыс. КМ (около 1 млн рублей) в год (или более 70 тыс. КМ (около 3,5 млн рублей) в год – для спортивных организаций); конфликт интересов в данном случае возникает также при нахождении в перечисленных статусах близких родственников ДЛ;
- получать или требовать подарок или иную выгоду или обещание подарка или иной выгоды в связи с выполнением государственных функций;
- требовать, принимать или получать подарки или иную выгоду за внесение определенного голоса по любому вопросу и/или оказание влияния на решение какого-либо государственного органа или лица;
- получать подарки в виде денег, чеков или иных ценных бумаг;
- получать дополнительное вознаграждение за выполнение государственных функций;
- обещать и отдавать предпочтение при трудоустройстве или в рамках иного вопроса лицу, предоставившему или пообещавшему ДЛ подарок;
- отказываться от проведения проверки сведений об активах и интересах;
- оказывать незаконное влияние на присуждение государственных контрактов с целью получения материальной или нематериальной выгоды для себя, связанного лица и/или третьего лица;
- использовать конфиденциальную или иную защищаемую законом информацию о работе органов государственной власти в личных интересах или в интересах связанных лиц;
- оказывать незаконное влияние на представителей законодательной, исполнительной или судебной власти в личных интересах, а также для получения привилегий, прав или возможностей заключения сделки для себя или связанного лица.
Одновременно Закон уточняет условия получения ДЛ подарков, не связанных с выполнением государственных функций. Так, если стоимость подарка (нескольких подарков от одного и того же дарителя в течение года) превышает 300 КМ, ДЛ обязано передать его в государственный орган, в котором он замещает должность, предварительно уведомив о его получении. Представитель нанимателя, в свою очередь, сообщает о подарке в Комиссию. Комиссия, согласно Закону, должна будет разработать и принять порядок учета, передачи и хранения государственными органами сданных подарков, а также утвердить порядок создания централизованного реестра подарков.
5. Ограничения и запреты для бывших ДЛ
После увольнения бывшему ДЛ в течение года запрещается:
- являться представителем юридического лица, находящегося в деловых отношениях с государственным органом, в котором замещало должность ДЛ;
- являться представителем юридического или физического лица во взаимоотношениях с государственным органом, в котором замещало должность ДЛ, если такое ДЛ имело влияние на вопросы, связанные с этими лицами, в период выполнения государственных функций;
- выполнять функции управления или аудита в юридическом лице, в отношении которого ДЛ осуществляло контроль (надзор);
- вступать в договорные отношения или другую форму делового сотрудничества с государственным органом, в котором замещало должность ДЛ;
- вступать в трудовые отношения или заключать деловое партнерство с юридическим лицом, получающим финансирование от государственного органа, в котором замещало должность ДЛ, если в полномочия ДЛ входило принятие решения о финансировании;
- использовать конфиденциальную, иную защищаемую законом информацию и информацию, полученную ДЛ при исполнении служебных обязанностей, с целью получения выгоды для себя или третьих лиц или для причинения вреда другим, за исключением случаев, когда такая информация доступна общественности.
6. Комиссия по разрешению конфликтов интересов в государственных органах Боснии и Герцеговины
В соответствии с Законом, в стране создается независимая Комиссия по разрешению конфликтов интересов в государственных органах Боснии и Герцеговины.
К функциям Комиссии, в частности, относится:
- проверка наличия конфликта интересов и/или нарушений ОЗО в деятельности ДЛ, инициированная Комиссией самостоятельно, либо на основании поданного ДЛ уведомления о наличии конфликта интересов и/или предполагаемом нарушении ОЗО, либо на основании сообщения о конфликте интересов и/или нарушении ОЗО, поданного разоблачителем, в частности, непосредственным руководителем ДЛ;
- уведомление органов прокуратуры в случае наличия оснований полагать, что ДЛ совершило уголовное преступление;
- привлечение ДЛ к ответственности за нарушение положений Закона, в том числе за осуществление полномочий в ситуации конфликта интересов; Комиссия может применить в отношении ДЛ такие меры ответственности, как выговор и штраф в размере от 1 тыс. до 20 тыс. КМ, а также внести в государственный орган инициативу по отстранению ДЛ от должности или по его увольнению;
- предоставление ДЛ консультаций по вопросам наличия в их деятельности конфликта интересов и/или нарушений ОЗО;
- создание и ведение публичного реестра сведений из деклараций ДЛ, а также центрального реестра подарков, полученных ДЛ;
- проведение обучающих мероприятий для ДЛ по вопросам предотвращения конфликта интересов и нарушений ОЗО;
- предоставление Парламентской ассамблее ежегодного отчета о своей деятельности и т.д.
В состав Комиссии войдет семь членов, назначаемых Парламентской ассамблеей в порядке, установленном Законом от 30 сентября 2003 года №37/03 «О назначениях министров, членов Совета министров и других назначениях Боснии и Герцеговины» (Закон о министарским именовањима, именовањима Савјета министара и другим именовањима Босне и Херцеговине), сроком на 5 лет без возможности переизбрания. Возглавит ведомство председатель, избираемый из числа членов Комиссии сроком на 8 месяцев.
*Закон вступил в силу 23 марта 2024 года; положения Закона начнут действовать спустя 6 месяцев после его вступления в силу.
Все подзаконные акты, принятые в развитие положений предыдущего Закона от 20 июня 2002 г. №16/02, остаются в силе до принятия новых подзаконных актов, если они не противоречат новому Закону.