Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Боснии и Герцеговине принят новый закон о конфликте интересов
В.И. Ожерельева

В Боснии и Герцеговине утверждена новая редакция комплексного нормативного правового акта, устанавливающего антикоррупционные ограничения, запреты и обязанности (ОЗО).

1. Сфера применения

Соответствующий Закон от 15 марта 2024 года №18/24 «О предотвращении конфликта интересов в государственных органах Боснии и Герцеговины» (Zakon No. 18/24 o sprečavanju sukoba interesa u institucijama na nivou Bosne i Hercegovine) заменяет ранее действовавший Закон от 20 июня 2002 г. №16/02 «О конфликте интересов в органах власти Боснии и Герцеговины» (Zakon №16/02 o sukobu interesa u institucijama vlasti Bosne i Hercegovine)*.

Закон регулирует ОЗО, установленные для государственных должностных лиц в целях противодействия коррупции и предупреждения конфликта интересов.

Под «государственным должностным лицом» (далее – ДЛ) понимается:

  • лицо, замещающее выборную должность;
  • руководитель государственного органа, в том числе имеющий статус государственного служащего-секретаря со специальным заданием, лицо, замещающее должность в государственном органе;
  • руководитель подведомственного государственному органу юридического лица;
  • руководитель юридического лица, на которое в соответствии с действующим законодательством возложены отдельные государственные функции;
  • лицо, избрание или назначение которого было одобрено Парламентской ассамблеей, Президиумом и Советом министров;
  • Председатель Совета министров;
  • советник.

2. Конфликт интересов

Конфликтом интересов, в соответствии с Законом, является ситуация, при которой личный интерес ДЛ влияет, может повлиять или создает видимость влияния на законность, прозрачность, беспристрастность и объективность исполнения ДЛ его служебных обязанностей.

При этом личным интересом признается возможность получения имущественной или неимущественной выгоды ДЛ и/или связанными с ним лицами.

Связанными с ДЛ лицами являются:

  • близкие родственники – супруги, постоянные партнеры, дети, в том числе усыновленные, мать, отец, усыновитель;
  • родственники по прямой линии;
  • родственники по боковой линии до третьей степени родства;
  • родственники супругов до второй степени родства;
  • иные лица, имеющие тесные дружеские, политические, экономические и деловые отношения с ДЛ.

Принятый нормативный правовой акт возлагает на ДЛ обязанность в случае возникновения конфликта интересов уведомлять об этом создаваемую в соответствии с Законом Комиссию по разрешению конфликтов интересов в государственных органах Боснии и Герцеговины (Комисија за одлучивање о сукобу интереса у институцијама на нивоу Босне и Херцеговине, далее – Комиссия).

Комиссия, в свою очередь, в течение 8 дней после получения уведомления ДЛ готовит мотивированное заключение о наличии или отсутствии конфликта интересов; в случае выявления признаков конфликта интересов ДЛ обязано будет передать свои полномочия по вопросу, с которым связан конфликт интересов, иному лицу или своему непосредственному руководителю.

3. Декларирование активов и интересов

Принятый нормативный правовой акт также возлагает на ДЛ обязанность подавать в Комиссию декларацию о своих активах и интересах, а также об активах и интересах его близких родственников:

  • в течение 30 дней с момента вступления в должность;
  • ежегодно;
  • через год после увольнения с должности;
  • по запросу Комиссии в случае начала проверки.

При этом декларация должна включать сведения о:

  • доходах;
  • недвижимом имуществе в стране и за рубежом;
  • движимом имуществе, подлежащем регистрации, в стране и за рубежом;
  • ином движимом имуществе (драгоценных камнях, коллекционных предметах, произведениях искусства и т.д.) стоимостью более 5 тыс. конвертируемых марок (КМ) (около 255 тыс. рублей);
  • счетах в банках и других финансовых организациях в стране и за рубежом;
  • акциях, долях участия в капитале юридических лиц, иных ценных бумагах;
  • долговых обязательствах, дебиторских задолженностях;
  • авторских правах, патентах и иных правах интеллектуальной собственности;
  • иной оплачиваемой деятельности;
  • членстве в неправительственных и/или некоммерческих организациях;
  • иной необходимой по мнению ДЛ информации.

4. Ограничения и запреты для ДЛ

Закон также устанавливает для ДЛ ряд иных ограничений и запретов, связанных с конфликтом интересов.

В частности, ДЛ запрещается:

  • замещать более одной государственной должности, замещать помимо государственной должности также должность на ином уровне, например, муниципальном;
  • заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной, культурной, творческой и спортивной, а также кроме получения доходов от авторских и патентных прав, интеллектуальной собственности, если это не приводит к конфликту интересов;
  • быть членом совета директоров или иного органа управления, наблюдательного совета, уполномоченным представителем государственного предприятия и/или частной организации, получающей от государства какие-либо льготы, в том числе кредиты в размере более 10 тыс. КМ (около 510 тыс. рублей) ежегодно; конфликт интересов в данном случае возникает также при нахождении в перечисленных статусах близких родственников ДЛ;
  • иметь финансовый интерес – интерес, который позволяет ДЛ получать выгоду более 1 тыс. КМ (около 51 тыс. рублей) в год, а также любая доля собственности в частной организации, стоимость которой соответствует 10 тыс. и более КМ, – в том числе в виде оказания услуг, в частной компании, получающей от государства какие-либо льготы, в том числе кредиты в размере более 10 тыс. КМ ежегодно или заключающей государственные контракты / иным образом ведущей дела с государственными органами / организациями, финансируемыми из государственного бюджета в размере более 10 тыс. КМ ежегодно; аналогично с предыдущим запретом, конфликт интересов в данном случае возникает и в случае, если речь идет о финансовом интересе близких родственников ДЛ;
  • совершать какие-либо официальные действия, участвовать в обсуждении, голосовании или принятии решения по вопросу, который связан с личным и финансовым интересом ДЛ или связанного с ним лица;
  • являться представителем некоммерческих и неправительственных организаций, финансируемых из государственного бюджета в размере более 20 тыс. КМ (около 1 млн рублей) в год (или более 70 тыс. КМ (около 3,5 млн рублей) в год – для спортивных организаций); конфликт интересов в данном случае возникает также при нахождении в перечисленных статусах близких родственников ДЛ;
  • получать или требовать подарок или иную выгоду или обещание подарка или иной выгоды в связи с выполнением государственных функций;
  • требовать, принимать или получать подарки или иную выгоду за внесение определенного голоса по любому вопросу и/или оказание влияния на решение какого-либо государственного органа или лица;
  • получать подарки в виде денег, чеков или иных ценных бумаг;
  • получать дополнительное вознаграждение за выполнение государственных функций;
  • обещать и отдавать предпочтение при трудоустройстве или в рамках иного вопроса лицу, предоставившему или пообещавшему ДЛ подарок;
  • отказываться от проведения проверки сведений об активах и интересах;
  • оказывать незаконное влияние на присуждение государственных контрактов с целью получения материальной или нематериальной выгоды для себя, связанного лица и/или третьего лица;
  • использовать конфиденциальную или иную защищаемую законом информацию о работе органов государственной власти в личных интересах или в интересах связанных лиц;
  • оказывать незаконное влияние на представителей законодательной, исполнительной или судебной власти в личных интересах, а также для получения привилегий, прав или возможностей заключения сделки для себя или связанного лица.

Одновременно Закон уточняет условия получения ДЛ подарков, не связанных с выполнением государственных функций. Так, если стоимость подарка (нескольких подарков от одного и того же дарителя в течение года) превышает 300 КМ, ДЛ обязано передать его в государственный орган, в котором он замещает должность, предварительно уведомив о его получении. Представитель нанимателя, в свою очередь, сообщает о подарке в Комиссию. Комиссия, согласно Закону, должна будет разработать и принять порядок учета, передачи и хранения государственными органами сданных подарков, а также утвердить порядок создания централизованного реестра подарков.

5. Ограничения и запреты для бывших ДЛ

После увольнения бывшему ДЛ в течение года запрещается:

  • являться представителем юридического лица, находящегося в деловых отношениях с государственным органом, в котором замещало должность ДЛ;
  • являться представителем юридического или физического лица во взаимоотношениях с государственным органом, в котором замещало должность ДЛ, если такое ДЛ имело влияние на вопросы, связанные с этими лицами, в период выполнения государственных функций;
  • выполнять функции управления или аудита в юридическом лице, в отношении которого ДЛ осуществляло контроль (надзор);
  • вступать в договорные отношения или другую форму делового сотрудничества с государственным органом, в котором замещало должность ДЛ;
  • вступать в трудовые отношения или заключать деловое партнерство с юридическим лицом, получающим финансирование от государственного органа, в котором замещало должность ДЛ, если в полномочия ДЛ входило принятие решения о финансировании;
  • использовать конфиденциальную, иную защищаемую законом информацию и информацию, полученную ДЛ при исполнении служебных обязанностей, с целью получения выгоды для себя или третьих лиц или для причинения вреда другим, за исключением случаев, когда такая информация доступна общественности.

6. Комиссия по разрешению конфликтов интересов в государственных органах Боснии и Герцеговины

В соответствии с Законом, в стране создается независимая Комиссия по разрешению конфликтов интересов в государственных органах Боснии и Герцеговины.

К функциям Комиссии, в частности, относится:

  • проверка наличия конфликта интересов и/или нарушений ОЗО в деятельности ДЛ, инициированная Комиссией самостоятельно, либо на основании поданного ДЛ уведомления о наличии конфликта интересов и/или предполагаемом нарушении ОЗО, либо на основании сообщения о конфликте интересов и/или нарушении ОЗО, поданного разоблачителем, в частности, непосредственным руководителем ДЛ;
  • уведомление органов прокуратуры в случае наличия оснований полагать, что ДЛ совершило уголовное преступление;
  • привлечение ДЛ к ответственности за нарушение положений Закона, в том числе за осуществление полномочий в ситуации конфликта интересов; Комиссия может применить в отношении ДЛ такие меры ответственности, как выговор и штраф в размере от 1 тыс. до 20 тыс. КМ, а также внести в государственный орган инициативу по отстранению ДЛ от должности или по его увольнению;
  • предоставление ДЛ консультаций по вопросам наличия в их деятельности конфликта интересов и/или нарушений ОЗО;
  • создание и ведение публичного реестра сведений из деклараций ДЛ, а также центрального реестра подарков, полученных ДЛ;
  • проведение обучающих мероприятий для ДЛ по вопросам предотвращения конфликта интересов и нарушений ОЗО;
  • предоставление Парламентской ассамблее ежегодного отчета о своей деятельности и т.д.

В состав Комиссии войдет семь членов, назначаемых Парламентской ассамблеей в порядке, установленном Законом от 30 сентября 2003 года №37/03 «О назначениях министров, членов Совета министров и других назначениях Боснии и Герцеговины» (Закон о министарским именовањима, именовањима Савјета министара и другим именовањима Босне и Херцеговине), сроком на 5 лет без возможности переизбрания. Возглавит ведомство председатель, избираемый из числа членов Комиссии сроком на 8 месяцев.


*Закон вступил в силу 23 марта 2024 года; положения Закона начнут действовать спустя 6 месяцев после его вступления в силу.

Все подзаконные акты, принятые в развитие положений предыдущего Закона от 20 июня 2002 г. №16/02, остаются в силе до принятия новых подзаконных актов, если они не противоречат новому Закону.

Темы
Конфликт интересов
Декларирование
Антикоррупционные органы
Стандарты поведения
Меры ответственности

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.