Под коррупционным нарушением для целей соответствующих документов понимается любое действие (бездействие), которое ставит или может поставить под угрозу добросовестность, неподкупность или подотчетность должностных лиц органов власти и государственных организаций, в том числе:
- любое действие (бездействие) любого лица, которое негативно влияет или может негативно повлиять, прямо или косвенно, на добросовестное и беспристрастное осуществление полномочий должностными лицами, в том числе публичными;
- любое действие (бездействие) должностного лица, подрывающее общественное доверие;
- злоупотребление служебным положением;
- любое действие (бездействие) должностного лица, в том числе бывшего, представляющее собой или связанное с неправомерным использованием информации или документов, полученных этим лицом в ходе замещения должности.
В соответствующий пакет документов вошли:
- Правила борьбы с мошенничеством и коррупцией (Fraud and Corruption Rule, далее – Правила), являющиеся частью Правил государственного управления, эффективности и подотчетности 2014 года (Public Governance, Performance and Accountability Rule 2014);
- Политика борьбы с мошенничеством и коррупцией (Fraud and Corruption Policy, далее – Политика), обязательная к исполнению органами власти и рекомендованная для государственных организаций;
- Руководство по борьбе с мошенничеством и коррупцией (Resource Management Guidance 201 – Preventing, Detecting and Dealing with Fraud and Corruption; на момент публикации заметки соответствующий документ еще не был принят).
Правила закрепляют, а Политика детально разъясняет, какие меры по предупреждению, выявлению и пресечению мошенничества и коррупции должны принимать государственные органы и организации. В частности, в соответствующих документах предусмотрены следующие требования:
1. Оценка рисков мошенничества и коррупции:
- проводить оценку не реже одного раза в 2 года или чаще в случае необходимости в связи с потенциальной подверженностью деятельности органа (организации) мошенничеству и коррупции, характером, скоростью распространения и серьезностью выявленных рисков, склонностью к риску и толерантностью органа (организации) в отношении мошенничества, коррупции и иными рисками, а также в случае существенных изменений структуры, функций или деятельности органа (организации);
- определить виды деятельности, функции или процессы органа (организации), наиболее подверженные рискам мошенничества и коррупции, а также целесообразность и частоту проведения в отношении них целевой оценки рисков;
- определить целесообразность проведения целевой оценки рисков при разработке, внедрении или пересмотре политик, программ или инициатив органа (организации);
- проводить консультации по вопросам предупреждения мошенничества и коррупции с органами (организациями), с которыми могут быть связаны риски, выявленные в ходе оценки;
2. Стратегия борьбы с рисками мошенничества и коррупции:
- разработать и внедрить стратегии борьбы с выявленными в ходе оценки рисками мошенничества и коррупции;
- регулярно пересматривать и обновлять соответствующие стратегии;
3. Оценка эффективности мер противодействия мошенничеству и коррупции:
- по результатам оценки эффективности мер по минимизации рисков коррупции и мошенничества в целях ее повышения устанавливать приоритетность проведения оценки рисков для видов деятельности, функций или процессов органа (организации), наиболее подверженных таким рискам;
- при определении частоты оценки рисков руководствоваться характером, скоростью распространения и серьезностью конкретных рисков и тем, насколько критичны принятые меры для их снижения;
- закрепить необходимость включения в стратегию борьбы с рисками мошенничества и коррупции повторной оценки рисков в случае выявления соответствующей потребности в рамках оценки эффективности принятых мер по их минимизации;
4. Структуры и процессы, направленные на минимизацию/устранение рисков мошенничества и коррупции:
- создать в органе (организации) структуры и поддерживать процессы, направленные на минимизацию/устранение рисков мошенничества и коррупции и иные связанные риски;
- назначить должностных лиц, ответственных за предупреждение мошенничества и коррупции, имеющих соответствующее образование и поддерживающих надлежащий уровень квалификации для выполнения своих обязанностей, а также обеспечивать надлежащие условия для их деятельности;
- закрепить на уровне документов органа (организации):
- общую приверженность минимизации/устранению рисков мошенничества и коррупции;
- недопустимость мошенничества и коррупции;
- перечень мер по минимизации/устранению рисков мошенничества и коррупции;
- механизмы предупреждения, выявления и пресечения мошенничества и коррупции;
5. Продвижение в органе (организации) механизмов противодействия мошенничеству и коррупции:
- обеспечить осведомленность должностных лиц всех уровней об их обязанностях по минимизации/устранению рисков мошенничества и коррупции;
- поощрять культуру добросовестности, в том числе обязывать должностных лиц проходить обучение по вопросам предупреждения мошенничества и коррупции при поступлении на должность и в дальнейшем регулярно по мере необходимости;
- предпринимать меры по минимизации/устранению рисков мошенничества и коррупции при разработке и реализации государственных инициатив;
- разработать и внедрить меры, направленные на противодействие мошенничеству и коррупции, возникающим в ходе осуществления деятельности для органа (организации) или от ее имени подрядчиками, консультантами или иными лицами;
6. Выявление фактов мошенничества и коррупции:
- содействовать активному выявлению случаев мошенничества и коррупции;
- создать и поддерживать функционирование каналов раскрытия информации о нарушениях, доступных в том числе для внешних по отношению к органу (организации) лиц (например, различные контрагенты), а также обеспечить надлежащую защиту разоблачителей от репрессивных ответных мер, в том числе в соответствии с Законом от 12 декабря 2022 года № 88 «О Национальной комиссии по борьбе с коррупцией» (National Anti‑Corruption Commission Act 2022) и Законом от 24 июня 2013 г. №133 «О раскрытии информации в общественных интересах» (Public Interest Disclosure Act 2013);
7. Расследование и иные меры реагирования:
- разработать и внедрить процедуры внутренних расследований;
- установить критерии принятия решений в отношении случаев мошенничества и коррупции, включая решение о начале расследования, передаче дела в другой орган (организацию), применении гражданских или административных средств защиты или отсутствии необходимости принятия мер реагирования;
- сообщать в Федеральную полицию Австралии (Australian Federal Police – AFP) о предполагаемых случаях серьезного мошенничества или сложных мошеннических схемах, в Национальную комиссию по борьбе с коррупцией (далее – Комиссия) – о предполагаемых случаях коррупционных нарушений в крупном размере или о системной коррупции;
- разработать и внедрить процедуры административных, гражданских и/или уголовных расследований, в т.ч. с учетом требований Стандарта государственных расследований Австралии (Australian Government Investigations Standard – AGIS);
- обеспечить привлечение к расследованиям случаев мошенничества и коррупции исключительно лиц, имеющих квалификацию, соответствующую AGIS;
- передавать собранные в ходе внутреннего расследования доказательства Генеральному прокурору Содружества (Commonwealth Director of Public Prosecutions – CDPP) для предъявления обвинений;
- проводить расследования при содействии иных органов (организаций), которых может затронуть правонарушение;
- возмещать жертвам мошенничества и коррупции материальный ущерб, понесенный в результате совершения должностным лицом органа (организации) правонарушения;
- закрепить необходимость включения в стратегию борьбы с рисками мошенничества и коррупции необходимости проведения повторной оценки рисков в случае выявления соответствующей потребности в рамках расследований;
8. Отчетность:
- определить процедуры документальной фиксации случаев мошенничества и коррупции, в том числе предполагаемых, и последующего хранения соответствующей информации;
- передавать сведения о рисках, а также выявленных случаях мошенничества и коррупции с использованием механизмов и процессов управления, созданных для эффективного надзора и управления такими рисками;
- сотрудничать с иными органами (организациями), в том числе в форме обмена информацией и оперативными данными, необходимыми для предотвращения, выявления и пресечения мошенничества и коррупции;
- предоставлять Австралийскому институту криминологии (Australian Institute of Criminology – AIC) сведения, необходимые для подготовки ежегодного отчета о мошенничестве и коррупции в органах власти и государственных организациях; сведения для отчета в AIC представляют также: AFP и CDPP – данные обо всех расследуемых в соответствующем году случаях мошенничества и коррупции, Комиссия – данные об обращения разоблачителей и расследованиях коррупционных правонарушений.
Изменения вступят в силу 1 июля 2024 года.