Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Австралии утверждены принципы предупреждения коррупции в государственном секторе
Н.С. Горбачева, В.И. Ожерельева

В Австралии внесены изменения в требования к предупреждению мошенничества в органах власти и государственных организациях (Fraud and Corruption Control Framework), распространяющие их на коррупционные нарушения.

Под коррупционным нарушением для целей соответствующих документов понимается любое действие (бездействие), которое ставит или может поставить под угрозу добросовестность, неподкупность или подотчетность должностных лиц органов власти и государственных организаций, в том числе:

  • любое действие (бездействие) любого лица, которое негативно влияет или может негативно повлиять, прямо или косвенно, на добросовестное и беспристрастное осуществление полномочий должностными лицами, в том числе публичными;
  • любое действие (бездействие) должностного лица, подрывающее общественное доверие;
  • злоупотребление служебным положением;
  • любое действие (бездействие) должностного лица, в том числе бывшего, представляющее собой или связанное с неправомерным использованием информации или документов, полученных этим лицом в ходе замещения должности.

В соответствующий пакет документов вошли:

  • Правила борьбы с мошенничеством и коррупцией (Fraud and Corruption Rule, далее – Правила), являющиеся частью Правил государственного управления, эффективности и подотчетности 2014 года (Public Governance, Performance and Accountability Rule 2014);
  • Политика борьбы с мошенничеством и коррупцией (Fraud and Corruption Policy, далее – Политика), обязательная к исполнению органами власти и рекомендованная для государственных организаций;
  • Руководство по борьбе с мошенничеством и коррупцией (Resource Management Guidance 201 – Preventing, Detecting and Dealing with Fraud and Corruption; на момент публикации заметки соответствующий документ еще не был принят).

Правила закрепляют, а Политика детально разъясняет, какие меры по предупреждению, выявлению и пресечению мошенничества и коррупции должны принимать государственные органы и организации. В частности, в соответствующих документах предусмотрены следующие требования:

1. Оценка рисков мошенничества и коррупции:

  • проводить оценку не реже одного раза в 2 года или чаще в случае необходимости в связи с потенциальной подверженностью деятельности органа (организации) мошенничеству и коррупции, характером, скоростью распространения и серьезностью выявленных рисков, склонностью к риску и толерантностью органа (организации) в отношении мошенничества, коррупции и иными рисками, а также в случае существенных изменений структуры, функций или деятельности органа (организации);
  • определить виды деятельности, функции или процессы органа (организации), наиболее подверженные рискам мошенничества и коррупции, а также целесообразность и частоту проведения в отношении них целевой оценки рисков;
  • определить целесообразность проведения целевой оценки рисков при разработке, внедрении или пересмотре политик, программ или инициатив органа (организации);
  • проводить консультации по вопросам предупреждения мошенничества и коррупции с органами (организациями), с которыми могут быть связаны риски, выявленные в ходе оценки;

2. Стратегия борьбы с рисками мошенничества и коррупции:

  • разработать и внедрить стратегии борьбы с выявленными в ходе оценки рисками мошенничества и коррупции;
  • регулярно пересматривать и обновлять соответствующие стратегии;

3. Оценка эффективности мер противодействия мошенничеству и коррупции:

  • по результатам оценки эффективности мер по минимизации рисков коррупции и мошенничества в целях ее повышения устанавливать приоритетность проведения оценки рисков для видов деятельности, функций или процессов органа (организации), наиболее подверженных таким рискам;
  • при определении частоты оценки рисков руководствоваться характером, скоростью распространения и серьезностью конкретных рисков и тем, насколько критичны принятые меры для их снижения;
  • закрепить необходимость включения в стратегию борьбы с рисками мошенничества и коррупции повторной оценки рисков в случае выявления соответствующей потребности в рамках оценки эффективности принятых мер по их минимизации;

4. Структуры и процессы, направленные на минимизацию/устранение рисков мошенничества и коррупции:

  • создать в органе (организации) структуры и поддерживать процессы, направленные на минимизацию/устранение рисков мошенничества и коррупции и иные связанные риски;
  • назначить должностных лиц, ответственных за предупреждение мошенничества и коррупции, имеющих соответствующее образование и поддерживающих надлежащий уровень квалификации для выполнения своих обязанностей, а также обеспечивать надлежащие условия для их деятельности;
  • закрепить на уровне документов органа (организации):
  1. общую приверженность минимизации/устранению рисков мошенничества и коррупции;
  2. недопустимость мошенничества и коррупции;
  3. перечень мер по минимизации/устранению рисков мошенничества и коррупции;
  4. механизмы предупреждения, выявления и пресечения мошенничества и коррупции;

5. Продвижение в органе (организации) механизмов противодействия мошенничеству и коррупции:

  • обеспечить осведомленность должностных лиц всех уровней об их обязанностях по минимизации/устранению рисков мошенничества и коррупции;
  • поощрять культуру добросовестности, в том числе обязывать должностных лиц проходить обучение по вопросам предупреждения мошенничества и коррупции при поступлении на должность и в дальнейшем регулярно по мере необходимости;
  • предпринимать меры по минимизации/устранению рисков мошенничества и коррупции при разработке и реализации государственных инициатив;
  • разработать и внедрить меры, направленные на противодействие мошенничеству и коррупции, возникающим в ходе осуществления деятельности для органа (организации) или от ее имени подрядчиками, консультантами или иными лицами;

6. Выявление фактов мошенничества и коррупции:

  • содействовать активному выявлению случаев мошенничества и коррупции;
  • создать и поддерживать функционирование каналов раскрытия информации о нарушениях, доступных в том числе для внешних по отношению к органу (организации) лиц (например, различные контрагенты), а также обеспечить надлежащую защиту разоблачителей от репрессивных ответных мер, в том числе в соответствии с Законом от 12 декабря 2022 года № 88 «О Национальной комиссии по борьбе с коррупцией» (National Anti‑Corruption Commission Act 2022) и Законом от 24 июня 2013 г. №133 «О раскрытии информации в общественных интересах» (Public Interest Disclosure Act 2013);

7. Расследование и иные меры реагирования:

  • разработать и внедрить процедуры внутренних расследований;
  • установить критерии принятия решений в отношении случаев мошенничества и коррупции, включая решение о начале расследования, передаче дела в другой орган (организацию), применении гражданских или административных средств защиты или отсутствии необходимости принятия мер реагирования;
  • сообщать в Федеральную полицию Австралии (Australian Federal Police – AFP) о предполагаемых случаях серьезного мошенничества или сложных мошеннических схемах, в Национальную комиссию по борьбе с коррупцией (далее – Комиссия) – о предполагаемых случаях коррупционных нарушений в крупном размере или о системной коррупции;
  • разработать и внедрить процедуры административных, гражданских и/или уголовных расследований, в т.ч. с учетом требований Стандарта государственных расследований Австралии (Australian Government Investigations Standard – AGIS);
  • обеспечить привлечение к расследованиям случаев мошенничества и коррупции исключительно лиц, имеющих квалификацию, соответствующую AGIS;
  • передавать собранные в ходе внутреннего расследования доказательства Генеральному прокурору Содружества (Commonwealth Director of Public Prosecutions – CDPP) для предъявления обвинений;
  • проводить расследования при содействии иных органов (организаций), которых может затронуть правонарушение;
  • возмещать жертвам мошенничества и коррупции материальный ущерб, понесенный в результате совершения должностным лицом органа (организации) правонарушения;
  • закрепить необходимость включения в стратегию борьбы с рисками мошенничества и коррупции необходимости проведения повторной оценки рисков в случае выявления соответствующей потребности в рамках расследований;

8. Отчетность:

  • определить процедуры документальной фиксации случаев мошенничества и коррупции, в том числе предполагаемых, и последующего хранения соответствующей информации;
  • передавать сведения о рисках, а также выявленных случаях мошенничества и коррупции с использованием механизмов и процессов управления, созданных для эффективного надзора и управления такими рисками;
  • сотрудничать с иными органами (организациями), в том числе в форме обмена информацией и оперативными данными, необходимыми для предотвращения, выявления и пресечения мошенничества и коррупции;
  • предоставлять Австралийскому институту криминологии (Australian Institute of Criminology – AIC) сведения, необходимые для подготовки ежегодного отчета о мошенничестве и коррупции в органах власти и государственных организациях; сведения для отчета в AIC представляют также: AFP и CDPP – данные обо всех расследуемых в соответствующем году случаях мошенничества и коррупции, Комиссия – данные об обращения разоблачителей и расследованиях коррупционных правонарушений.

Изменения вступят в силу 1 июля 2024 года.

Темы
Заявители о коррупции
Стандарты поведения

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.