Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
Словакия ограничивает борьбу с коррупционными преступлениями

В Уголовный кодекс Словакии (далее – УК) внесен ряд изменений, которые могут снизить эффективность противодействия коррупции в стране.

Закон от 8 февраля 2024 года № 40/2024 «О внесении изменений в Уголовный кодекс и отдельные законодательные акты» (Zákon z 8. februára 2024, ktorým sa mení a dopĺňa zákon č. 300/2005 Z. z. Trestný zákon v znení neskorších predpisov a ktorým sa menia a dopĺňajú niektoré zákony) предусматривает, в том числе, следующие изменения:

1. Упразднение Специальной прокуратуры

Одной из ключевых реформ стало упразднение Специальной прокуратуры, отвечающей за расследование коррупционных и связанных с коррупцией преступлений, а также серьезной организованной преступности.

Соответствующие полномочия, согласно Закону, передаются Генеральной прокуратуре и региональным органам прокуратуры.

2. Смягчение мер ответственности за коррупционные преступления

Закон также вносит изменения в положения о санкциях за коррупционные преступления, сокращая возможные сроки лишения свободы.

Так, за пассивный подкуп (статья 328 УК), то есть принятие, требование или согласие на обещание взятки, лично или через посредника, за совершение действия (бездействие), противоречащее обязанностям, вытекающим из работы, профессии, положения или должности взяткополучателя, в общем случае предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок до 4 лет (в предыдущей редакции – от 2 до 5 лет). В иных случаях, в зависимости от размера взятки, устанавливаются следующие санкции:

  • серьезный размер (более €20 тыс.) – от 2 до 6 лет (ранее – от 3 до 8 лет);
  • значительный размер (более €250 тыс.) – от 3 до 8 лет (ранее соответствующий состав преступления не выделялся в отдельный);
  • крупный размер (более €650 тыс.) – от 4 до 10 лет (ранее – от 7 до 12 лет).

Одновременно предусматривается лишение свободы на срок от 5 до 10 лет (в предыдущей редакции – от 10 до 15 лет) в случае пассивного подкупа в крупном размере в рамках закупок товаров, работ, услуг, представляющих общественный интерес (статья 329 УК), и пассивного подкупа в крупном размере со стороны должностного лица, государственного или иностранного, в связи с исполнением им его служебных обязанностей или функций с целью получения или сохранения неправомерного преимущества или с целью совершения действий (бездействия) в соответствии с его обязанностями или при выполнении его функций таким образом, что это наносит ущерб или может нанести ущерб финансовым интересам Европейского Союза (статья 330 УК).

За активный подкуп (статья 331 УК), то есть предоставление, предложение предоставить или обещание предоставить взятку, лично или через посредника, за совершение действия (бездействие), противоречащее обязанностям, вытекающим из работы, профессии, положения или должности взяткополучателя, в общем случае предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок от 6 месяцев до 3 лет (ранее – до 2 лет), в случае значительного размера взятки – на срок от 2 до 7 лет (ранее соответствующий состав преступления не выделялся в отдельный), крупного размера – на срок от 3 до 9 лет (ранее – от 5 до 12 лет).

Активный подкуп в рамках закупок товаров, работ, услуг, представляющих общественный интерес (статья 332 УК), в общем случае будет наказан лишением свободы на срок до 2 лет (ранее – от 6 месяцев до 3 лет), в значительном размере – от 2 до 7 лет (ранее соответствующий состав преступления не выделялся в отдельный), в крупном размере – от 3 до 9 лет (ранее – от 5 до 12 лет).

Активный подкуп в спорте (статья 336b УК) в серьезном размере повлечет за собой лишение свободы на срок от 1 года до 5 лет (ранее – от 2 до 8 лет), в крупном размере – от 3 до 10 лет (ранее – от 5 до 12 лет).

Кроме того, вводится такой состав преступления, как активный подкуп должностного лица, государственного или иностранного, в связи с исполнением им его служебных обязанностей или функций с целью получения или сохранения неправомерного преимущества или с целью совершения действий (бездействия) в соответствии с его обязанностями или при выполнении его функций таким образом, что это наносит ущерб или может нанести ущерб финансовым интересам Европейского Союза (статья 334 УК), за который устанавливается ответственность в виде лишения свободы на срок от 2 до 7 лет (при значительном размере взятки) или от 3 до 10 лет (при крупном размере взятки).

Еще одна форма коррупционного преступления – принятие, требование или согласие на обещание неправомерного преимущества со стороны государственного должностного лица в связи с его положением или функциями (статья 336c УК) – в зависимости от размера преимущества будет наказываться следующим образом:

  • значительный размер – лишение свободы на срок от 1 года до 5 лет (ранее соответствующий состав преступления не выделялся в отдельный);
  • крупный размер – от 2 до 7 лет (ранее – от 3 до 8 лет).

Аналогичное преступление со стороны взяткодателя (статья 336d УК), согласно внесенным поправкам, должно наказываться в общем случае лишением свободы на срок 1 год (ранее – 2 года), в случае серьезного размера преимущества – до 2 лет (ранее – от 1 до 3 лет), значительного размера – от 6 месяцев до 3 лет (ранее соответствующий состав преступления не выделялся в отдельный), крупного размера – 1 год (ранее – 2 года). Однако Законом от 16 июля 2024 года № 214/2024 «О внесении изменений в Уголовный кодекс» (Zákon zo 16. júla 2024, ktorým sa mení a dopĺňa zákon č. 300/2005 Z. z. Trestný zákon v znení neskorších predpisov) меры ответственности за предоставление, предложение предоставить или обещание предоставить неправомерное преимущество были повторно изменены: согласно актуальной версии УК, за такое преступление при серьезном размере преимущества обвиняемое лицо наказывается лишением свободы на срок до 4 лет, при значительном размере  – от 6 месяцев до 4 лет.

3. Сокращение сроков исковой давности

Ряд изменений коснулся сроков давности привлечения к ответственности за совершение коррупционных и связанных с коррупцией преступлений: для пассивного подкупа, а также активного подкупа должностного лица, государственного или иностранного, в связи с исполнением им его служебных обязанностей или функций с целью получения или сохранения неправомерного преимущества или с целью совершения действий (бездействия) в соответствии с его обязанностями или при выполнении его функций таким образом, что это наносит ущерб или может нанести ущерб финансовым интересам Европейского Союза,  срок исковой давности сократился до 5 лет (ранее, в зависимости от конкретного состава преступления, срок давности варьировался от 10 до 20 лет), для иных форм активного подкупа – до 3 лет (ранее – от 5 до 10 лет).

4. Освобождение от ответственности

Закон также предусматривает возможность освобождения коррупционеров от ответственности в случае, если обвиняемым лицом были соблюдены следующие условия:

  • возврат незаконно полученного дохода;
  • возмещение нанесенного совершением преступления ущерба или заключение с потерпевшей стороной соглашения о компенсации понесенного ущерба.

Соответствующие поправки были внесены в ускоренном порядке, и, как следствие, не предполагали проведение консультаций с экспертами и с общественностью и/или парламентских дебатов. Предварительная оценка потенциального воздействия реформы на эффективность борьбы с коррупцией также не проводилась.

Нововведения были резко раскритикованы экспертами, отмечающими, что:

  • упразднение Специальной прокуратуры приведет к снижению эффективности расследования коррупционных и связанных с коррупцией преступлений, поскольку сотрудники органов прокураты на протяжении многих лет не занимались такими делами;
  • сокращение сроков исковой давности лишит правоприменителей возможности привлекать к ответственности лиц, преступления которых стали известны лишь по истечении нескольких лет после их совершения, а ряд уже идущих расследований вынужденно будет прекращен;
  • закрепление для коррупционеров возможности «откупиться» может значительно сократить количество лиц, привлекаемых к соразмерной совершенному преступлению ответственности.

Несмотря на то, что решением Конституционного суда 11 марта 2024 года было приостановлено действие положений, касающихся смягчения мер ответственности и сокращения сроков исковой давности, 3 июля соответствующие изменения были признаны конституционными.

Темы
Меры ответственности
Уголовное преследование

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.