Разработка соответствующей программы была анонсирована одновременно с запуском программы освобождения разоблачителей от ответственности как очередной шаг в стимулировании раскрытия информации о нарушениях физическими лицами.
Пилотный этап программы, реализуемой Отделом по борьбе с отмыванием доходов и возврату активов Управления (Criminal Division’s Money Laundering and Asset Recovery Section), рассчитан на 3 года; в течение этого срока по решению Минюста США в программу могут вноситься корректировки. По истечении пробного периода ведомство будет принимать решение о целесообразности продления программы.
Требования к разоблачению
Разоблачением для целей программы считается раскрытие в письменном виде ранее неизвестной правоохранителям правдивой и полной информации о значительных корпоративных или финансовых преступлениях, полученной заявителем на основе собственного опыта, навыков и знаний и существенно дополняющей уже имеющиеся данные, которое было совершено добровольно, то есть в отсутствие какого-либо расследования, обязанности раскрывать соответствующую информацию в рамках иного соглашения и/или угрозы неминуемого раскрытия сведений органам власти и/или общественности.
При этом выплата вознаграждения возможна только если раскрытая разоблачителем информация приведет к успешному уголовному и/или гражданскому преследованию, по результатам которого будут изъяты незаконно приобретенные активы на сумму свыше $1 млн (примерно 91 млн рублей).
Требования к разоблачителям
Разоблачителем в рамках программы может стать только физическое лицо, в том числе уже заявившее о правонарушении через внутренние каналы органа (организации), в котором замещает должность.
При этом программа не распространяется на случаи совершения разоблачения:
- служащим (работником) или контрагентом Минюста США или иного правоохранительного органа, а также супругом (супругой), родителем, ребенком, братом, сестрой такого служащего или лицом, проживающим с ним/ней в одном домохозяйстве;
- иностранным должностным лицом;
- лицом, получившим информацию о правонарушении от перечисленных выше лиц.
Кроме того, потенциальный участник программы не должен:
- претендовать на получение вознаграждения в рамках иных государственных программ поощрения разоблачителей;
- принимать значительное участие в правонарушении, о котором раскрывает информацию, в том числе планировать или инициировать его, сознательно извлекать из него выгоду.
Сообщение о правонарушении может быть подано разоблачителем анонимно, но только в случае, если его/ее представляет адвокат. Однако в случае принятия решения о выплате вознаграждения в любом случае потребуется раскрыть личность разоблачителя Минюсту США.
Сфера действия
Действие программы распространяется на случаи поступления сообщений о таких правонарушениях, как:
- активный подкуп государственных должностных лиц внутри страны, совершенный государственными и/или частными компаниями или через них;
- нарушения, связанные с коррупцией и взяточничеством за рубежом, совершенные государственными или частными компаниями, через них или с помощью связанных с ними лиц, в том числе несоблюдение положений Закона «О коррупционных практиках за рубежом» (Foreign Corrupt Practices Act – FCPA), Закона «О предотвращении вымогательства за рубежом» (The Foreign Extortion Prevention Act – FEPA) и законов об отмывании доходов;
- нарушения, совершенные финансовыми учреждениями, их инсайдерами и/или агентами, в том числе использование схем, связанных с отмыванием доходов, несоблюдением требований к борьбе с отмыванием доходов, мошенничеством, регистрацией компаний, занимающихся переводом денег;
- нарушения, сопряженные с:
- федеральными преступлениями в сфере здравоохранения и связанными с ними преступлениями, касающимися частных и/или иных негосударственных программ медицинского страхования;
- мошенничеством в отношении пациентов, инвесторов, неправительственных организаций в сфере здравоохранения;
- иными преступлениями в сфере здравоохранения, не подпадающими под действие Федерального закона «О ложных претензиях» (Federal False Claims Act – FCA).
Размер вознаграждения
В зависимости от размера конфискованных активов, разоблачитель может претендовать на вознаграждение:
- до 30% – для первых $100 млн (примерно 9 млрд рублей) изъятых активов;
- до 5% – для части активов в размере от $100 млн до $500 млн (примерно 45 млрд рублей).
Для части активов в размере более $500 млн выплата вознаграждения не предусматривается.
Размер вознаграждения также зависит от таких факторов, как:
- характер и степень сотрудничества со следствием, в том числе предоставление показаний на допросах, документов, записей и иных доказательств по требованию Минюста США;
- значимость информации, предоставленной разоблачителем, для продвижения расследования и/или преследования;
- любые трудности, с которыми пришлось столкнуться разоблачителю в связи с раскрытием информации о нарушении и последующим оказанием помощи следствию;
- факт первоначального раскрытия информации о правонарушении по внутренним каналам органа (организации);
- вовлеченность разоблачителя в раскрываемое правонарушение;
- наличие необоснованной задержки в раскрытии информации;
- вмешательство во внутренние системы контроля и отчетности с целью сокрытия правонарушения;
- факт нахождение лица, совершившего правонарушение, в подчинении у разоблачителя.
Решение о том, имеет ли разоблачитель право на получение вознаграждения, а также о размере такого вознаграждения принимается Минюстом США индивидуально в каждом отдельном случае и не подлежит обжалованию.
Вместе с запуском программы вознаграждения заявителей Минюст США объявил о временном внесении изменений в Политику корпоративного правоприменения и добровольного саморазоблачения (Corporate Enforcement and Voluntary Self-Disclosure Policy), позволяющих не возбуждать уголовное дело в случае, если компания, о нарушениях в которой сообщил разоблачитель, самостоятельно заявит о возможном правонарушении в течение 120 дней с момента раскрытия информации через внутренние каналы и до того, как Минюст США свяжется с ней по поводу представленных разоблачителем сведений.